Детский сад 69 Миасс - Рабочая программа воспитания МБДОУ № 69 на 2021-2022 учебный год >>
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Фотоальбом

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«ДЕТСКИЙ САД № 69»

МИАССКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

на 2021-2022 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Пояснительная записка

3

Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты рабочей программы воспитания

5

1.1.

Цель программы воспитания

5

1.2.

Методологические основы и принципы построения рабочей программы

 воспитания

6

1.3.

Воспитательная среда дошкольной образовательной организации

8

1.4.

Требования к планируемым результатам освоения программы воспитания

12

1.4.1.

Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и

 раннего возраста (до 3х лет)

12

1.4.2.

Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста

( до 8 лет)

13

Раздел 2. Содержательный

15

2.1.

Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания

15

2.1.1.

Патриотическое направление  воспитания

15

2.1.2.

Социальное направление воспитания

16

2.1.3.

Познавательное направление воспитания

17

2.1.4.

Физическое и оздоровительное направления воспитания

17

2.1.5.

Трудовое направление воспитания

18

2.1.6.

Этико-эстетическое направление воспитания

19

2.1.7.

Возможные виды и формы деятельности

20

2.2.

Особенности реализации воспитательного процесса в МБДОУ № 69

21

2.3.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями

воспитанников

24

Раздел 3. Организационный

31

3.1.

Общие требования к условиям реализации рабочей программы воспитания

31

3.2.

Взаимодействие взрослого с детьми. События дошкольного учреждения.

32

3.3.

Организация предметно-пространственной среды

33

3.4.

Кадровое обеспечение воспитательного процесса

35

3.5.

Нормативно-методическое обеспечение реализации рабочей программы

воспитания

40

3.6.

Информационное обеспечение реализации рабочей программы воспитания

43

3.7.

Материально-техническое обеспечение реализации рабочей программы

воспитания

44

Приложения

46

1

Календарный план воспитательной работы на 2021 – 2022 учебный год

46

2

Включение регионального компонента

49

3

Примерный перспективный план по нравственному воспитанию детей

58

4

Перспективный план по правовому воспитанию детей старшего дошкольного

возраста

63

5

Перспективный план по трудовому воспитанию детей

65

           

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа воспитания Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 69» (далее МБДОУ № 69) является обязательным локальным документом  учреждения и обеспечивает реализацию Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».  

Основой разработки Примерной программы являются положения следующих документов:

  • Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками);
  • Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
  • Федеральный Закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;
  • Федеральный Закон от 29 декабря .2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  • распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р
    об утверждении Стратегия развития воспитания в Российской Федерации
    на период до 2025 года;
  • распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 2945-роб утвержденииПлана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
  • распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • «Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования» (протокол от «01» июля 2021 № 2/21  федерального учебно-методического объединения по общему образованию).                      

Программа воспитания является компонентом основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ДО). В связи с этим структура Программы воспитания включает три раздела – целевой, содержательный и организационный, в каждом из них предусматривается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде»[1].

Примерная программа основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.

В основе процесса воспитания детей в  дошкольной образовательной организации ( далее ДОО) должны лежать конституционные и национальные ценности российского общества.

Целевые ориентиры следует рассматривать как возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОО
и с базовыми духовно-нравственными ценностями. Планируемые результаты определяют направления для разработчиков рабочей программы воспитания.

С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в рабочей программе воспитания отражено  взаимодействие участников образовательных отношений (далее – ОО) со всеми субъектами образовательных отношений. Только при подобном подходе возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе.

Для того чтобы эти ценности осваивались ребёнком, они должны найти свое отражение в основных направлениях воспитательной работы ДОО.

Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.

Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания.

Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.

Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания.

Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.

Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания.

Реализация Примерной программы основана на взаимодействии с разными субъектами образовательных отношений.

ДОО в части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняет приоритетные направления воспитания с учетом реализуемой основной образовательной программы, региональной и муниципальной специфики реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, того, что воспитательные задачи, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), реализуются в рамках образовательных областей – социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития, физического развития.

Реализация рабочей программы воспитания предполагает социальное партнерство с другими организациями.

Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результатырабочей программы воспитания 

1.1. Цель программы воспитания

 

Цель воспитания в дошкольном образовательном учреждении – личностное развитие ребенка дошкольного возраста, проявляющееся:

  • в усвоении им знаний основных норм, которые общество выработало на основе базовых ценностей современного общества (в усвоении ими социально значимых знаний);
  • в развитии его позитивных отношений к этим ценностям (в развитии
    их социально значимых отношений);
  • в приобретении им соответствующего этим ценностям опыта поведения, применения сформированных знаний и отношений на практике (в приобретении опыта социально значимых дел).

Главной задачей программы является создание организационно-педагогических условий в части воспитания, личностного развития и социализации детей дошкольного возраста. 

Исходя из воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях, общая цель воспитания в дошкольном учреждении: формирование общей культуры личности, в том числе развитие социальных, нравственных, эстетических качеств, ценностей здорового образа жизни, физических качеств, самостоятельности и ответственности ребенка.

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям дошкольников.

1. В воспитании детей младшего дошкольного возраста - обеспечение позитивной социализации, мотивации, поддержки и развития индивидуальности детей через общение, игру, участие в исследовательской деятельности и других формах активности.

Задачи:

  • развивать положительное отношение ребенка к себе и другим людям;
  • сформировать коммуникативную и социальную компетентности;
  • развивать у детей интерес к эстетической стороне действительности, ознакомление с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества;
  • содействовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни;
  • сформировать стремление быть причастным к труду взрослых (помогает поливать и убирать участок, расчищать дорожки от снега, ремонтировать игрушки и книги и др.), стремление оказывать посильную помощь, поддерживать чувство удовлетворения от участия в различных видах деятельности, в том числе творческой;
  • сформировать представление о России как своей стране, узнавать и называть символику своей страны (флаг, герб, гимн).

2. В воспитании детей старшего дошкольного возраста цель - обеспечение развития общей культуры личности ребенка, интеллектуально-познавательных способностей, социально-нравственных, эстетических, физических качеств.

Задачи:

  • обогащать представления детей о многообразии культурных норм и ценностей, принятых в обществе;
  • поддерживать самостоятельное взаимодействие и сотрудничество с взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, становление детского сообщества;
  • воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, инициативности, формирование основ патриотизма;
  • углублять представления детей о правилах безопасного поведения и умение следовать им в различных ситуациях; содействовать становлению ценностей здорового образа жизни;
  • сформировать систему ценностей, основанную на непотребительском отношении к природе и понимании самоценности природы;
  • развивать предпосылки восприятия и понимания произведений искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура) в многообразии его жанров (портрет, пейзаж, натюрморт); художественных литературных произведений и музыки; интерес к русскому языку, языкам других народов;
  • поощрять проявления морально-волевых качеств.

Организовать работу с семьями воспитанников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение вопросов личностного развития детей. Задачи:

1.Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ.

2.Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

3.Повышение педагогической культуры родителей.

Виды взаимоотношений, посредством которых будет осуществляться взаимодействие:

•          сотрудничество – общение «на равных», где ни одной из сторон не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать;

•          взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (чувственного познания окружающего мира) и с помощью общения.

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в ДОУ интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом воспитания подрастающего поколения.

 

1.2. Методологические основы и принципы построения

рабочей программы воспитания

 

В процессе освоения ценностных ориентаций личность строит определенную траекторию своего движения, сообразуясь с ценностями самопознания, самооценки
и саморазвития.

Методологической основой рабочей программы воспитания является культурно-исторический подход Л.С. Выготского и системно-деятельностный подход. Рабочая программа основывается на базовых ценностях воспитания, заложенных в определении воспитания, содержащимся в Федеральном законе «Об образовании в РФ»[2]: формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи:

  • развитие субъектности и личности ребенка в деятельности;
  • личностно ориентированной педагогики сотрудничества;
  • развитие личности ребенка в контексте сохранения его индивидуальности;
  • духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержания воспитания;
  • идея об онтологической (бытийной) детерминированности воспитания;
  • идея о личностном смысле и ценности воспитания, о сущности детства как сензитивном периоде воспитания;
  • теории об амплификации (обогащении) развития ребёнка средствами разных «специфически детских видов деятельности».

Программа воспитания построена на основе ценностного подхода, предполагающего присвоение ребенком дошкольного возраста базовых ценностей
и опирается на следующие принципы:

Принцип гуманизма. Каждый ребенок имеет право на признание его в обществе как личности, как человека, являющегося высшей̆ ценностью, уважение к его персоне, достоинству, защита его прав на свободу и развитие.

Принцип субъектности. Развитие и воспитание личности ребенкакак субъекта собственной жизнедеятельности; воспитание самоуважения, привычки к заботе о себе, формирование адекватной самооценки и самосознания.

Принцип интеграции. Комплексный и системный подходы к содержанию
и организации образовательного процесса. В основе систематизации содержания работы лежит идея развития базиса личностной культуры, духовное развитие детей во всех сферах и видах деятельности.

Принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение.

Принцип учета возрастных особенностей. Содержание и методы воспитательной работы должны соответствовать возрастным особенностям ребенка.

Принципы индивидуального и дифференцированного подходов. Индивидуальный подход к детям с учетом возможностей, индивидуального темпа развития, интересов. Дифференцированный подход реализуется с учетом семейных, национальных традиций и т.п.

Принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре
и традициях России, включая культурные особенности региона.

Принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности
и безопасного поведения.

Принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения.

Данные принципы реализуются в укладе ДОО, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.

 

1.3. Воспитательная среда дошкольной образовательной организации

 

Конструирование воспитательной среды дошкольной образовательной организации строится на основе следующих элементов: социокультурный контекст, социокультурные ценности, уклад, воспитывающая среда, общность, деятельность и событие. Каждая из этих категорий обеспечивает целостность содержания и имеет свое наполнение для решения задач воспитания и становления личности ребенка.

Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой человек растет и живет, а также включает влияние, которое среда оказывает на его идеи и поведение.

Социокультурные ценности – это основные жизненные смыслы, определяющие отношение человека к окружающей действительности и детерменирующие основные модели социального поведения, которыми руководствуется человек в повседневной жизни и деятельности. Социокультурные ценности являются определяющей структурно[1]содержательной основой программы воспитания.

Уклад – это система отношений в образовательной организации сложившаяся на основе нравственно-ценностных идеалов, традиций и характера организации различных воспитательных процессов. Уклад основан на социокультурном контексте; определяет смысл, стиль и характер взаимоотношений в образовательном учреждении. Уклад всегда основывается на человеческой культуре, поэтому объединяет в себе устоявшийся порядок жизни, общественный договор, нормы и правила, традиции, психологический климат (атмосферу), безопасность и систему ценностей дошкольного воспитания.

Воспитывающая среда – это совокупность окружающих ребенка социально -ценностных обстоятельств, влияющих на его личностное развитие и содействующих его включению в современную культуру.

Воспитывающая среда определяется, с одной стороны, целями и задачами воспитания, с другой – культурными ценностями, образцами и практиками. В этом контексте, основными характеристиками среды являются ее насыщенность и структурированность. Воспитывающая среда строится по трем линиям:

  • «от взрослого», который создает предметно-пространственную среду, насыщая ее ценностями и смыслами;
  • «от совместности ребенка и взрослого»: воспитывающая среда, направленная на взаимодействие ребенка и взрослого, раскрывающего смыслы и ценности воспитания;
  • «от ребенка»: воспитывающая среда, в которой ребенок самостоятельно творит, живет и получает опыт позитивных достижений, осваивая ценности и смыслы, заложенные взрослым.

Общность – это качественная характеристика любого объединения людей, определяющая степень их единства и совместности, для которой характерно содействие

друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов. Понятие общность основывается на социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому, ребенок приобретает новые и новые свойства своей личности, черпая их из среды, как из основного источника своего развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным.

Процесс воспитания детей дошкольного возраста связан с деятельностью разных

видов общностей (детских, детско-взрослых, профессионально-родительских, профессиональных).

Профессиональная общность – это устойчивая система связей и отношений между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками ДОО. Сами участники общности должны разделять те ценности, которые заложены в основу Программы. Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной профессиональной деятельности.

Воспитатель, а также другие сотрудники должны:

  • быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных ориентиров, норм общения и поведения;
  • мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные стремления к общению и взаимодействию;
  • поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы сверстников принимала общественную направленность;
  • заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности;
  • содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу;
  • воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.);
  • учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые сплачивали бы и объединяли ребят;
  • воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.

 Профессионально-родительская общность включает сотрудников дошкольного учреждения  и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в дошкольном учреждении. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в дошкольном учреждении. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания.

Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности.

Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.

Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач.

Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.

Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том или ином сообществе. Поэтому так важно придать детским взаимоотношениям дух  доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели.

Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности. В детском саду должна быть обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности.

Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной группе обладает большим воспитательным потенциалом для инклюзивного образования.

 Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада. Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей.

Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и поведения:

  • педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей первым;
  • улыбка – всегда обязательная часть приветствия;
  • педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;
  • педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение детей в детском саду;
  • тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
  • уважительное отношение к личности воспитанника;
  • умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
  • умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
  • уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
  • умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
  • умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;
  • умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам; - знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
  • соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.

Воспитательное событие – это единица воспитания, в которой активность взрослого приводит к накоплению ребенком собственного опыта переживания базовых

ценностей. Событием может быть не только организованное мероприятие, но и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела

и совместно реализуемые проекты, и прочее.

Деятельности и культурные практики Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации цели воспитания могут выступать следующие основные виды деятельности и культурные практики:

  • предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых
    он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);
  • культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов
    их реализации в различных видах деятельности через личный опыт);
  • свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).

 

1.4. Требования к планируемым результатам освоения

 Рабочей программы воспитания

 

Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов. Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном развитии человека в будущем.

На уровне ДО не осуществляется оценка результатов воспитательной работы
в соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей».

 

1.4.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и раннего возраста (до 3 лет)

Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3-м годам)

 

Направление воспитания

Ценности

Показатели

Патриотическое

Родина, природа

Проявляющий привязанность, любовь к семье, близким, окружающему миру

Социальное

Человек, семья, дружба, сотрудничество

Способный понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо».

Проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с ними.

Проявляющий позицию «Я сам!».

Доброжелательный, проявляющий сочувствие, доброту.

Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых.

Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении. Способный общаться с другими людьми с помощью вербальных и невербальных средств общения.

Познавательное

Знание

Проявляющий интерес к окружающему миру
и активность в поведении и деятельности.

Физическое и оздоровительное

Здоровье

Выполняющий действия по самообслуживанию: моет руки, самостоятельно ест, ложится спать
и т. д.

Стремящийся быть опрятным.

Проявляющий интерес к физической активности.

Соблюдающий элементарные правила безопасности в быту, в ОО, на природе.

Трудовое

Труд

Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке.

Стремящийся помогать взрослому в доступных действиях.

Стремящийся к самостоятельности в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности.

Этико-эстетическое

Культура и красота

Эмоционально отзывчивый к красоте.

Проявляющий интерес и желание заниматься продуктивными видами деятельности.

 

 

1.4.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет)

Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам)

 

Направления воспитания

Ценности

Показатели

Патриотическое

Родина, природа

Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране, испытывающий чувство привязанности
к родному дому, семье, близким людям.

Социальное

Человек, семья, дружба, сотрудничество

Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку, проявляющий задатки чувства долга: ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми.

Освоивший основы речевой культуры.

Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел.

Познавательное

Знания

Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом, проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности
и в самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества.

Физическое и оздоровительное

Здоровье

Владеющий основными навыками личной
и общественной гигиены, стремящийся соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме
(в том числе в цифровой среде), природе.

Трудовое

Труд

Понимающий ценность труда в семье и в обществе
на основе уважения к людям труда, результатам
их деятельности, проявляющий трудолюбие
при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности.

Этико-эстетическое

Культура и красота

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное
в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся
к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками
художественно-эстетического вкуса.