Детский сад 69 Миасс - Какая музыка нужна ребёнку

Фотоальбом

Какая музыка нужна ребёнку

Музыкальный руководитель:

Осипова Н.С.

         Дошкольник предрасположен к восприятию разных видов искусства. Вместе с тем восприятие музыки представляет для него большую трудность, чем восприятие других искусств. Это связано с одной стороны, со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, с другой – с возрастными возможностями дошкольника.

     Музыкальный образ достаточно абстрактен и предполагает множественность композиторских, исполнительских и слушательских трактовок. В его основе лежит музыкальная интонация, многозначная по своей сути.

      Другое отличие музыкального образа – его динамичный характер. Музыкальный образ развивается во времени, раскрывая свои свойства в развитии.

      Эти особенности делают его сложным для дошкольника, который оперирует главным образом представлениями о конкретных предметах и явлениях. Нужно помочь ребёнку войти в мир, понять её содержание и овладеть сложным музыкальным языком. Для того, чтобы понять, какая музыка нужна ребёнку, нужно знать особенности восприятия музыки ребёнком каждой возрастной группы.

1 год.

      С самого рождения малыш, попадая в мир, полный звуков, вслушивается в них. Первые и очень важные его впечатления связаны с пением мамы и бабушки. Веками они пели нежные, задушевные колыбельные песни.

      В период бодрствования малыша можно включать время от времени приятную для слуха инструментальную музыку. Наблюдая за ребёнком, когда будут звучать разные вокальные или инструментальные произведения, то слушая одни, ребёнок явно испытывает удовольствие, а при восприятии других – дискомфорт. Это значит, что у ребёнка уже проявляется музыкальная избирательность.

      Итак, к концу третьего месяца ребёнок начинает реагировать на пение взрослого и затем на звучание музыки. Активное участие родителей необходимо в дальнейшем воспитании малыша. Хорошо петь колыбельные и попевки перед кормлением, зарядкой, умыванием. Пусть песенок будет немного, но петь их нужно ежедневно. Врачи советуют делать массаж и зарядку с ребёнком под ритмичную, жизнерадостную музыку.

      Музыка постепенно входит в жизнь ребёнка. Весёлая музыка побуждает его к активности: это и эмоциональные возгласы, и двигательные реакции. В этом возрасте у ребёнка яркость и разнообразие музыкальных впечатлений достигается не обилием разных мелодий, а различными тембрами звучания одной и той же. Мелодии должны быть короткими, простыми. Слова – понятными ребёнку. Тематика – доступной детям: мама, игрушки и т.д., то есть про близкое окружение ребёнка.

       Сначала ребёнок лишь слушает музыку (воспринимает), а на этой основе в дальнейшем будет пытаться петь и танцевать. Пусть звучит та музыка, от которой вы сами получаете удовольствие. Эстетический вкус ребёнка в большой мере зависит от вашего вкуса. Осознавая это, постарайтесь, чтобы ваш малыш слушал произведения истинного искусства.

2 года.

      Включаем в жизнь ребёнка разные по характеру песенки: весёлые, плясовые, спокойные. При пении активно используются игрушки, движения которых сопровождаются музыкой, звукоподражаниями. Так накапливается опыт музыкальных впечатлений. Дети различают нижний регистр (медведь танцует), верхний регистр (птички летают). Ребёнок может подпеть лишь отдельные звуки или слоги.

3 года.

       Необходимо позаботиться о создании у малыша запаса любимых музыкальных произведений. Ребёнок растёт, он уже может сидеть тихо и слушать музыку, но ему необходимо  чередовать активную и спокойную деятельность, только так он сможет слушать одну и ту же музыку.

       Постепенно он начинает понимать, что музыка о чём-то или о ком-то рассказывает, и просит вас спеть песню про зайчика или про мишку. С этого возраста рекомендуется приобретать специальные детские альбомы и иметь записи классической музыки разного характера: спокойного, весёлого, подвижного, бодрого. Слушание музыки должно быть регулярным. Постепенно ребёнок узнаёт, что музыка может звучать с разной динамикой: громко – тихо. Дети ещё не могут пропевать мелодию, но подпевают отдельные слова и слоги.

4 года.

       На четвёртом году жизни ребёнка интенсивно формируются основы его личности. Появляются такие нравственные качества, как любовь к близким, гуманное отношение к животным, растениям, стремление быть хорошим, добрым. Поэтому дети с удовольствием слушают музыку, связанную по содержанию с его родным домом, с его родными мамой, бабушкой, дедушкой, домашними животными, игрушками, с природным окружением. Внимание ребёнка становится всё более произвольным, поэтому он может слушать музыкальное произведение (непродолжительное) до конца. Уровень восприятия музыки вполне достаточен, чтобы служить основой дальнейшего музыкального образования.

      Большинство детей этого возраста узнают и называют много знакомых произведений. Но возможности в пении пока невелики, поскольку голосовые связки находятся в зачаточном состоянии, певческий голос довольно слабый, пение отрывистое, дыхание короткое. Поэтому песенный репертуар не сильно отличается от песен в раннем возрасте: короткие музыкальные фразы, Повторяющиеся звуки, несложная интонация.

 

Слушание:

«Весело - грустно» Л.Бетховен

«Маленькая сказочка» А.Гречанинов 

«Курочка – рябушечка» Г.Лобачёв

«Медведь» Г.Фрид

 

Пение:

«Пирожки» Е.Тиличеева

«Баю – бай» В.Витлин

«Дождик» И.Кишко

«Киска» Н.Бордюг

 

5 лет.

      Одним из любимых видов музыкальной деятельности ребёнка пятого года жизни по-прежнему остаётся слушание музыки ( как вокальной, так и инструментальной), причём он любит слушать разнообразные произведения народного, классического и современного репертуара.

      Определённый слуховой опыт позволяет дошкольнику активно проявлять себя в процессе слушания музыки. Детям нравится содержание музыкальных произведений, связанных с жизнью в детском саду (а не только в семье), так как они способны сопереживать настроению и содержанию музыки, соответствующих их собственному опыту. Ребёнок улавливает развитие музыкального образа, способен замечать изменение средств музыкальной выразительности, на элементарном уровне может осознавать необходимость этих изменений, что говорит о развитии его музыкального мышления. У ребёнка развивается эмоциональная отзывчивость, ладовысотный слух, чувство ритма. В этот период интерес ребёнка к музыке велик, он способен запоминать, узнавать, называть многие знакомые ему произведения, что свидетельствует о состоявшимся развитии музыкальной памяти. У ребёнка расширяется представление о жанрах музыки, о разновидностях песен (хороводная), танцев (парный, хоровод). Поэтому музыка для слушания рекомендуется следующая:

«Шутка» И.Бах

«Марш» А.Гречанинов

«Полька» С. Майкопар

«Клоуны» Д. Кабалевский

«Котик заболел» А.Аренский

         На пятом году жизни ребёнок любит петь со сверстниками, взрослыми и самостоятельно (в пределах кварты). Он сравнивает разновидности песен: колыбельная, маршевая, плясовая. Он правильно пропевает мелодии отдельных небольших фраз песни, контрастные низкие и высокие звуки. Но певческий аппарат ещё не сформировался, связки ещё тонкие, дыхание слабое и короткое, поэтому продолжительность пения не должна превышать 5 минут. Дети могут петь хором и индивидуально с музыкальным сопровождением и без него. Тематика песен становится всё более разнообразной, музыкальные фразы длиннее, что развивает дыхание. Диапазон голоса увеличивается до квинты.

«Мы запели песенку» Р.Рустамов

«Детский сад» Н. Мурычева

«Мы солдаты» Ю.Слонов»

«Что нам осень принесёт» Л.Левитива

«Веселятся все игрушки» В.Витлин

6 лет.

       На шестом году жизни ребёнок овладевает культурой слушания. Он помнит и просит повторить любимые музыкальные произведения. Легко различает не только жанры, но и виды произведений. Дошкольники шести лет могут воспринимать форму пьес, чувствовать смену характера музыки, динамику развития музыкального образа. Дети могут сравнивать, обобщать произведения по какому – либо признаку (жанру, характеру, содержанию). Поэтому рекомендуется давать для слушания произведения  разных стилей, жанров, видов и т. д.

       Дети накапливают опыт  музыкальных впечатлений при прослушивании народной, классической музыки (С. Майкопар, Р. Шуман, П.Чайковский), современной (Г.Свиридов, С.Прокофьев, Д.Кабалевский).

       Дошкольники способны воспринимать вокальную и инструментальную музыку. Их можно знакомить с новыми музыкальными инструментами: духовыми,  струнными, ударными.

«Итальянская песенка» П.Чайковский

«Менуэт» В. Моцарт

«Вальс» С.Прокофьев (балет «Золушка»)

«Соловей» А.Алябьев

«Подснежник» П.Чайковский («Времена года»)

7 лет

        На седьмом году жизни ребёнок приобретает более широкий кругозор, достаточный уровень интеллектуального развития и музыкального образования, т. е. обладает заметными возможностями, чтобы слушать довольно сложные музыкальные произведения. К этому времени у него имеется значительный объём музыкальных впечатлений, он знает некоторых композиторов, избирательно относится к музыке, мотивирует свой выбор.

         Дети способны прослушивать довольно крупные музыкальные произведения, чувствовать их форму, вслушиваться в интонационные ходы и ритмические особенности, осознавать характер музыки. Ребёнок способен  анализировать музыкальные произведения.  В этом возрасте он приобщается к слушанию лучших произведений народных, классических (М. Мусоргский, Н. Римский- Корсаков, Ц. Кюи, Э. Григ) , современных (А. Хачатурян, Г. Свиридов) композиторов.

          Хорошо познакомить детей с симфоническим оркестром, где звучат инструменты духовые (деревянные и медные), струнные (смычковые и клавишные), ударные. Дети знакомятся и с оркестром народных инструментов: струнные (щипковые) , ударные (шумовые).

         Д. Кабалевский выдвигает принцип тематизма: от простых видов(жанров) музыки – песни, танца, марша – к очень сложным понятиям – песенности, танцевальности, маршевости в классической музыке.

«Менуэт» И. Бах

«Гном» М. Мусоргский.

«Жаворонок» М. Глинка

«Петя и волк» С. Прокофьев

«Времена года» П.Чайковский

Пение.

         В этом возрасте сформировано более тонкое музыкально – сенсорное восприятие. Он может воспроизводить звуки от примы до октавы, передавать различные ритмы, изменять динамику исполнения, темп. Дыхание у ребёнка развито, он знает, как петь в ансамбле, что такое «певческая установка» и поёт без музыкального сопровождения. Развито и музыкальное песенное творчество.

«Песенка друзей» В. Герчик

«Зимушка хрустальная» А.Филлипенко

«Моя семья» Е.Гомонова

       Развитие музыкальной отзывчивости в младшем дошкольном возрасте ведет к появлению положительного отношения детей к музыке. Накопление опыта музыкального восприятия высокохудожественных произведений и развитие эмоциональной отзывчивости – необходимое условие для формирования основ музыкальной культуры детей.

       Именно в детстве у детей формируются эталоны красоты. Чем раньше ребёнок получает возможность накапливать опыт восприятия шедевров музыкальной классики и народной музыки, тем богаче его тезаурус, тем успешнее становится его развитие.

        Именно музыка помогает формировать у ребёнка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира.

        Программа О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры»  формирует у ребёнка эталоны красоты, основы эстетического вкуса, представление об идеале. Но слушание музыки только на занятиях недостаточно. Музыку нужно включать в разные виды деятельности . В этом воспитателям поможет «Музыкальный режим дня».

 

Литература:

  1. Е. Матьченко Музыкальный альбом дошкольника – Музыкальный руководитель №1/2010., с. 59
  2. К. Тарасова Развитие музыкальных способностей в дошкольном возрасте – Музыкальный руководитель №1/2010., с. 10
  3. Л. Петрова  Вместе с мамой: детский сад в раннем возрасте – Музыкальный руководитель №2/2007., с. 76
  4. Л. Устинова Программа «Синтез»: Мы слушаем классику – Музыкальный руководитель №4/2004., с. 12