Детский сад 69 Миасс - Фантазии из природных материалов

Фотоальбом

Консультация. "Фантазии из природных материалов"

старший воспитатель

Стретинская М.Л.

План:

  1. Основные советы по заготовке и использованию природных материалов.
  2. Композиция.
  3. Цвет.
  4. Домашняя мастерская:
  • листья;
  • соломка;
  • цветы;
  • лесной материал;
  • плоды, ягоды;
  • пушистые материалы;
  • яичная скорлупа;
  • песок, камни, ракушки, глина.

 

Основные советы по заготовке и использованию

природных материалов

         Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребёнка с родной природой – это очень увлекательное и приятное занятие. Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные природные формы, развивают наблюдательность, помогают изучить и освоить новый вид деятельности.

         Природные  материалы по происхождению делятся на три группы:

  • материалы растительного происхождения (листья, цветы, плоды, ветки, корни, кора и т.д.);
  • материалы животного происхождения (яичная скорлупа, кожа, мех, пух, перья);
  • материалы минерального происхождения (камни, песок, глина, ракушки).

         Чтобы правильно использовать различные природные материалы, надо знать их свойства и особенности, научиться правильно подбирать их для каждого вида изделия. Иногда бывает, что интересный по форме материал в обработке очень труден: либо твёрд, либо крошится и ломается. А красивый и податливый может потом, в готовой работе, деформироваться, измениться по цвету, и работа придёт в полную негодность.

         Собирать природные материалы, как правило, надо, когда они созрели, так как некоторые из них, будучи сорваны недозревшими, при высыхании теряют свою привлекательность. Лучшее время для сбора материала – лето и осень. Что собирать, какие материалы – это вам подскажет ваше воображение, но всё-таки не проходите мимо и обязательно возьмите для работы: листья и цветы; жёлуди с плюсками (чашечки, в которых они растут); шишки (еловые, сосновые, кедровые, ольховые, лиственничные);; орехи (грецкие и лесные); косточки (персиковые, абрикосовые, вишнёвые и т.д.); бобы, фасоль, горох, сою; древесные грибы, веточки различной формы; кукурузные початки (с зёрнами и без них); морские и речные ракушки; корни, кору, семена, пух, солому и многое другое.

         Собирать мы будем только те материалы, которые природа нам подарит.

         Работу по изготовлению игрушек следует начинать с лёгких конструкций и, по мере их освоения, переходить к более сложным работам.

         Прежде чем  приступить к работе, необходимо вспомнить о композиции, цвете и колорите, знакомство с которыми понадобится при любой художественной работе.

         При изготовлении игрушек часто используют дополнительные материалы, без которых невозможно передать образ изделия. Использование каждого из них будет зависеть от замысла, проявления творчества, смекалки и от степени развития воображения. К дополнительным материалам относятся, например, бумага, картон, виды которых отличаются друг от друга по толщине, плотности, окраске, назначению. Из бумаги и картона обычно выполняют отделочные детали изделия, можно использовать их в качестве фона.

         Пластилин применяется при закреплении частей из природного материала, выполнения отделочных деталей или в качестве фона –основы.

         Проволока является необходимым материалом для скрепления частей игрушки, для изготовления каркаса игрушек из соломы, для отделочных работ и др. Наиболее удобна медная проволока, она мягкая, гибкая и прочная.

         Клей обычно используют ПВА, он хорошо скрепляет детали и не изменяет внешний вид изделия.

         Цветные лоскутки – обрезки различных тканей – нужны для оформления работы.

         Спички используют для соединения деталей при выполнении объёмной игрушки и для отделочных работ.

         Для работы с природными материалами необходимо иметь простейшие инструменты: шило, небольшие ножницы, нож, крупную швейную иглу, простой карандаш для нанесения контура на  бумаге, краски, необходимые для оформления отдельных деталей игрушки, кисточка для рисования и для клея, стеку для обработки поверхности изделия при лепке из глины и пластилина, плоскогубцы, напильник, пилку …

Композиция

         Обозначив тему, необходимо составить эскиз будущей работы, выбрать правильное композиционное решение.

         В декоративной работе композицией называется расположение отдельных элементов, разных по величине, по форме, составляющих вместе единое целое.

         Работу над композицией надо начинать с эскиза. Не всегда можно достигнуть хороших результатов с первого рисунка, иногда их надо сделать много, выбрав потом лучший.

Цвет

         Работая с природными материалами, необходимо помнить о цветовом решении. Есть целая наука о цвете, называемая цветоведение, она знакомит с основными правилами работы с цветом.

         Цвета, которые вы видите в своих красках: красные, синие, зелёные и жёлтые разделяются по оттенкам и светлоте. Их можно разделить на две группы: теплые, напоминающие огонь (жёлтый, оранжевый, красный) и холодными (зелёно-голубые, голубые и синие). Цвет говорит и о настроении человека: радость и хорошее настроение передаются яркими, светлыми красками; грусть и тоска – серые, блёклые.

Домашняя мастерская

Листья

Наиболее доступной для детей работой из листьев и семян является аппликация. Основным отличием аппликации из природных материалов и аппликации из бумаги является отсутствие предварительной разметки и вырезания – деталями в работе являются готовые формы (листья, семена и цветы). Природная форма, цвет, оттенки листьев позволяют передать самые различные предметы, объекты – птиц, зверей, насекомых, фигурки людей, технические сооружения.

Соломка

         Соломка – это полый внутри стебель, легко обрабатываемый материал. Изделия из соломки очень привлекательны, красивы. Для аппликации используют соломку хлебных злаков – ржи, пшеницы, ,проса, риса, овса, ячменя; дикорастущих растений – мятлика, тимофеевки и др. Для работы надо выбирать свежую, ровную соломку. Её рекомендуется собирать вручную на обочинах полей. Стебли осторожно очистить от листьев, обрезать корень. Для хранения стебли соломки разрезать на части по узлам и уложить в ящик или коробку.

         Для выполнения плоских аппликаций необходимо из соломенных трубочек сделать плоские ленты (разрезать трубочку вдоль стебля маленькими ножницами или острым концом ножа). Если соломка при обработке ломается, её необходимо запарить. Посуду с уложенными стеблями залить кипятком, закрыть крышкой, оставить на несколько часов. Во время запаривания можно подкрасить соломку зелёнкой (зелёный цвет),  содой (жёлтый цвет), марганцем (бурый). Полоски так же можно сделать и коричневого цвета. Для этого уложите несколько разглаженных соломок в ряд и подержите под горячим утюгом. Немного подержите – будет светдл коричневый цвет, побольше – тёмный.

         Аппликация выполненная соломкой, может иметь изображение:

  • Ø сплошное (всё изображение заполняется соломкой);
  • Ø контурное (изображение выкладывается соломкой по контуру);
  • Ø смешанное (сочетание тонкого ажурного контура и сплошного заполнения)

         Выполняя такую работу, важно заинтересовать детей процессом созидания, вселить уверенность, что они смогут выполнить задуманное, а затем учить работать с природным материалом. В ходе занятия решаются и другие задачи, например: расширение кругозора детей, знакомство с разновидностями растительного материала, формирование любви к природе, родному краю.

Цветы

         Много радости приносят людям цветы. Продлить яркий летний праздник цветов мы сможем, подарив им  им вторую жизнь, создавая композиции из сухих растений. Составление букетов – аранжировка – это настоящее искусство. Много нового в составлении букета внесло древнее японское искусство икебана (в переводе с японского – «дать жизнь цветам»).

         Собирают цветы в первые дни цветения, иначе после высушивания они потеряют форму. (В тёплую погоду, после того как высохнет роса, иначе капельки влаги изменят цвет лепестков.) Белые, жёлтые, красные цветы почти не меняют цвет, а голубые и сиреневые быстро выгорают и блекнут.

         Засушивая цветы, можно придать им плоскую форму. Для этого расправляют стебли, цветы и листья, укладывают их на бумагу, сверху накрывают ещё несколькими  слоями бумаги и картона и придавливают грузом. Такие заготовки используют для создания плоских композиций – аппликаций.

         Можно засушить цветы, сохраняя объём. Для этого в коробку насыпают слой просушенного речного песку (2-3 см), выкладывают цветы соцветиями вниз и сверху засыпают песком так, чтобы он их полностью скрывал. Пышные цветы лучше расположить соцветиями вверх, пропустив стебли в заранее сделанные отверстия в коробке. Цветы засыпать сухим песком о оставить для высыхания. Коробку в этом случае подвесить. Готовность растений определяется по стебелькам: если высох стебель, значит высох и цветок. Некоторые растения засушить совсем легко: подвесить в сухом месте головками вниз. Одуванчики можно обработать лаком для волос. Карэмоно – это сухие, спирально закрученные ветки ивы, плакучей берёзы, краснотала.

         Флористика (от латинского «флора» - растения) – это разновидность аппликации, в которой все детали сюжета подбираются из сухих лепестков, листьев, трав, семян и цветов.

         Аппликация из растения может быть:

  • предметной;
  • декоративной (изображение орнамента, узора);
  • сюжетной.

         Детали закрепляются на фоне, используется только клей ПВА.

         Из засушенных цветов можно создать и объемные композиции.

         Работы по созданию композиций из цветов расширяют представления детей об окружающем мире, способствуют запоминанию красок, форм и свойств данного материала. Приучают к аккуратности и внимательности в процессе работы.

Лесной материал

         При выполнении изделий из природного материала, собранного в лесу, необходимо прежде всего предоставить ребёнку самостоятельность. Пусть он внимательно рассмотрит имеющийся материал, расскажет, что именно смог увидеть. Взрослые должны лишь помочь ребенку раскрыть образ будущего персонажа, разбудить его воображение. Воображение – самый главный помощник в творчестве. Развитие этой способности обогащает человека независимо от его возраста.

         Работать с лесными материалами можно в двух направлениях: когда после прочитанной сказки или рассказа ребёнок ищет природный материал, напоминающий по своей форме образ полюбившегося героя; когда имеющийся у детей материал сам настроил ребёнка на создание какого-то образа. Оба пути дают возможность проявить ребёнку свою индивидуальность.

Лесные материалы: древесина, шишки, жёлуди и каштаны, орехи, хвоя, веточки, древесные грибы, корни, кора, береста и др.

Плоды и ягоды

         Работа с плодами и ягодами развивает у детей фантазию, учит находить неожиданное решение для осуществления самых невероятных проектов, даже если под рукой нет необходимых для работы материалов и инструментов.

         Материалы: картофель, лук, кукурузные початки, бобовые, шиповник, рябина, морковка и др. овощи, плодовые семена и многое другое.

Пушистые материалы

         Такой вид деятельности развивает фантазию детей, пробуждает добрые чувства, помогает приобрести необходимые навыки и умения в работе. Изделия из природного материала требуют от ребёнка ловких действий, развивающих мелкую моторику пальцев, способствует развитию согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, что неоспоримо важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.

         К этим материалам относят всевозможный растительный пух (чертополоха, рогоза, одуванчика, ковыля, тополиный) и пух животного происхождения Собранный в тёплую погоду пух укладывают в картонные коробки или в стеклянные банки. В пластмассовой упаковке пух пожелтеет.

         Аппликации из пуха хорошо передают изображение снего, зверей, птиц, которые выглядят мягкими, пушистыми, тёплыми. Самой главной особенностью пуха является то, что все пушистые детали аппликации могут закрепляться на фоне без клея, с помощью сцепления. Поэтому необходимо правильно выбрать фон. Им может быть любой материал, имеющий шероховатую поверхность – бархатная бумага.

         Основные технологические приёмы:

  • Наложение (этим способом добиваются различных теневых переходов: там, где должен быть светлый участок, пух наносят в несколько приёмов, накладывают один слой на другой; для серых переходных тонов количество слоев сокращается, а в тёмных участках пух не выкладывается совсем);
  • Жгутик (захваченный пинцетом пух скатывается в жгутик, толщина которого зависит от количества взятого пуха. В процессе работы ворсинки вытаскивают из кончика жгутика и равномерно выкладывают на фоне. В результате получается очень чёткий контур);
  • Крошка (выполняется путём втирания измельчённых поперёк волокон жгутика в поверхность фона до получения гладкой фактуры);
  • Резаный край (применяется при оформлении неровных границ изображения. Для этого по нужному шаблону выкладываются волокна, подрезаются ножницами и переносятся зеркально на фон.).

          В работе можно использовать птичьи перья разных размеров, оттенков и любого качества (куриные, утиные, гусиные, перья воробьёв, попугайчиков и др.). Перед работой перья промывают, сушат и расчёсывают. Их можно использовать в качестве деталей к различным объёмным изделиям, в аппликации и в качестве объемных изделий (цветов, украшений.).

Яичная скорлупа

         Это прекрасный материал для детского творчества. Она легко обрабатывается, хорошо окрашивается и оклеивается цветной бумагой. В работе можно использовать как целую скорлупу, так и её части. Для придания прочности этому хрупкому материалу нужно изнутри скорлупу покрыть клеем ПВА.

         Изделия из яичной скорлупы могут быть объёмными и плоскими.

         Объёмные игрушки выполняют из целой скорлупы, оформляя её роспись, деталями из цветной бумаги или природных материалов.

         Плоскостные композиции – это разновидность аппликационных работ, выполненных в мозаичной технике.

         Мозаика – разновидность аппликации, где изображение выполняется из мелких частиц. Различают два вида:

  • контурная мозаика (в которой выполняется только контур изображения);
  • сплошная (всё изображение заполняется в этой технике.).

 

         Такая работа требует большой аккуратности и внимательности. Все этапы составления аппликации в изделиях сохраняются.

Песок, камни, ракушки, глина

         П роцессе работы с этими материалами необходимо формировать у детей практические навыки соединения частей, умение подбирать материал нужной величины, формы и цвета. Одновременно решаются задачи развития художественного вкуса, умения видеть красоту природы.

         Это материалы минерального происхождения. Фоном композиций из минералов лучше выбрать пластилин, который даёт возможность вдавливать изображение и не требует дополнительного закрепления.

         Очень интересно смотрятся изделия из камней необычной формы, расписанные красками. Из мелких ракушек можно выполнить интересную мозаику, используя их природную окраску.

         Аппликации из песка выполняются на картоне. Сначала наносят рисунок, на отдельные контуры этого рисунка накладывается клей, а на клей, песок. В тех местах, где слой песка толще, изображение получается более рельефным, объемным и насыщенным.

 

Литература:

  1. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с.
  2. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Популярное пособие для родителей и педагогов./Художники М.В.Душин, В.Н.Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 192 с.
  3. Плотникова Т.Ф. Поделки из засушенных цветов и листьев/ Т.Ф. Плотникова. – М.: РИПОЛ классик,2012. – 256 с.