Детский сад 69 Миасс - РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПУТЁМ ОСВОЕНИЯ РАЗНЫХ СПОСОБОВ РИСОВАНИЯ

Фотоальбом

Развитие изобразительных навыков у детей младшего дошкольного возраста путём освоения разных способов рисования

Кузнецова Т.А.

МБДОУ № 69

Рисование – это самая ранняя и самая простая форма познания окружающего мира. С самых ранних лет ребёнок берёт в руки карандаш и рисует. Неважно, что именно он рисует, он и не задумывается над этим. Для малыша важен сам процесс: мажет руками, оставляет следы на листе бумаги, на обоях в комнате и т.д.  Важно поддержать ребёнка в этом начинании.

В детском саду, наверняка, сталкивались с такими детьми, которые боятся рисовать, потому что сделают что-то не так, неправильно нарисуют и т.д. На самом деле в изобразительном искусстве нет «правильного» и «неправильного». В этом виде изобразительной деятельности столько свободы и фантазии, что это необходимо донести до ребёнка. Он может в своём рисунке, поделке  изобразить что-то своё, а не по предложенному шаблону. Конечно, на первых этапах рисования, мы показываем, как и что нужно делать, но у каждого ребёнка получается что-то своё, как он видит и чувствует. «Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребёнка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее и эффективнее использовать их для его будущего, для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются» говорил Леонардо да Винчи.

Существуют традиционные и нетрадиционные техники рисования. К традиционным изобразительным техникам и приёмам при рисовании мы относим: создание изображения гуашью, акварелью, фломастерами, цветными карандашами, восковыми мелками. К нетрадиционным – акварель по сырому листу, по мятой бумаге, гуашь или пастель по бархатной бумаге, рисование углём, сангиной, ладонная и пальцевая техники, граттаж, печатание «штампиками», коробками, предметами, природными объектами – листьями, набрызг по трафарету, ниткография, кляксография, монотипия и другие техники. То есть нетрадиционное рисование подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными (привычными) в педагогической практике образовательных учреждений. Безусловно, при выборе нетрадиционного метода рисования необходимо учитывать возрастные особенности и уровень развития детей.

Дети младшего дошкольного возраста ещё не имеют большого опыта в рисовании и сначала мы учились держать правильно карандаш, кисточку, клеить готовые формы. Большую помощь в этом нам оказали модели, используемые нами в рамках программы «Развитие» Л.А. Венгера. Самое привлекательное в рисовании это то, что можно отойти от привычных форм обучения. Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия. Ведь рисовать можно не только красками, карандашами или фломастерами, но и подкрашенной мыльной водой, свечой, использовать клей, ватные палочки, поролон, жёсткие кисти, различные штампы и т.п. Дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаги, в том числе с цветным клейстером, методом набрызга (напыления), узнают, что можно рисовать не только на бумаге, но и на специальном стекле, учатся работать кистью, карандашом, стекой. Они пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцем, кулаком, ребром ладони), получать изображение с помощью подручных средств (ниток, верёвочек, полых трубочек), и природного материала (листьев) и т.п.

Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм. Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации, художественного конструирования).

Работая с детьми над изобразительной деятельностью, мы пришли к выводу, что оно тесно связано с другими видами искусства: музыкой и литературой. Синтез искусств помогает в развитии у дошкольников художественного вкуса и творчества. Так возникла идея организации музыкально-литературно-художественных гостиных «Времена года». Данные мероприятия стали итоговыми вечерами в конце каждого временного периода (времени года). Каждое коллективное занятие включало в себя: слушание музыкального произведения (П.И. Чайковский  альбом «Времена года»), рассматривание репродукций известных художников,  чтение стихов любимых детских поэтов, фольклор, различные викторины, ребусы. А в практической части мероприятия ребята создавали коллективную работу в нетрадиционной технике.

В процессе взаимодействия педагога и детей сочетается групповая и индивидуальная работа. На специально организованной деятельности в нашей гостиной создаются благоприятные условия для общения друг с другом. Особенное значение для общения и доброжелательных взаимоотношений детей друг с другом приобретают наши коллективные занятия, в ходе которых дети создают общую картину средствами рисунка.

Большое значение имеет организация развивающей среды в группе. Дизайн помещения зависит от воображения и творчества педагогов. Таким образом, в каждом уголке  нашей группы появились новые дидактические пособия, выполненные в нетрадиционной технике: в уголке природы – домик Феи с подворьем (материал: картон, крупа, краски, пластмассовые фигурки, «весенний» огород); в кукольном уголке – волшебное окошко (материал: краски, пенопласт, тюль, дерево); в музыкальном – Паровозик из Ромашково (материал: пенопласт, клей, краски, материал) и др.  Построение развивающей среды опирается на основные принципы, выделенные в Федеральных государственных образовательных стандартах.

При планировании совместной деятельности в работе с нетрадиционными материалами мы обязательно учитываем возрастные особенности детей. Для дошкольников 3-4 лет более простыми в освоении являются пальчиковая, ладонная и трафаретные техники, печатание различными бросовыми материалами: коробочками, крышками, поролоновыми подушечками, резиновыми и ватными палочками. Дети воспринимают данные приёмы как своеобразную игру – экспериментирование, с небольшой подсказкой учатся видеть образ в отпечатке ладони: бабочку, лебедя и др. Планирование образовательной деятельности осуществляется с учётом календарно-тематического принципа.

Как развивать изобразительные навыки малышей, мы учим и родителей. Для этого мы разработали картотеку  «Рисуем вместе», в которой содержатся рекомендации, консультации, описание различных техник рисования.

Итак, работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует у дошкольников положительную мотивацию изобразительной деятельности, вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с рисованием, способствует ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Ребята меньше утомляются, у них сохраняется активность и работоспособность на протяжении времени, отведённого на выполнение задания.

Список литературы:

  1. Анцифирова, Н.Г. Необыкновенное рисование [Текст]/ Н.Г. Анцифирова// Дошкольная педагогика. - 2011. - №7. – с. 39-41.  
  2. Шипкова , В.Н. Развитие творческих способностей младших дошкольников. Нетрадиционные материалы в изобразительной деятельности [Текст]/ В.Н. Шипкова// Дошкольная педагогика. – 2012. - № 1. – с. 25-29.
  3. Быкова, О.А., Кайзер, Ю.В. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития  [Текст]/О.А.Быкова, Ю.В. Кайзер //Дошкольная педагогика. – 2011. - № 5. – с. 46-48.