Детский сад 69 Миасс - РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Фотоальбом

Развитие мелкой моторики у детей  младшего дошкольного возраста

Таланова Е.И.

МБДОУ № 69

Набрав осенью детей трёхлетнего возраста, мы столкнулись с некоторыми проблемами: многие дети не умеют правильно держать ложку, карандаш, не все могут застегнуть сандалии, завязать шнурки и т.д. Поэтому остро встал вопрос о развитии мелкой моторики рук. Не случайно в истории развития человечества роль рук подчёркивается особо. Именно руки дали возможность развить путём жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей.

В настоящее время учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению. Обычно, ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям по развитию мелкой моторики и координации движений руки, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка.

Работа по развитию движения рук должна продолжаться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребёнку радость, не допускать скуки и переутомления.

Упражнения для развития мелкой моторики мы используем ежедневно в различных режимных моментах: утренняя гимнастика, физминутки, гимнастика после сна, совместная и самостоятельная деятельность.

Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную умелость? Все пальчиковые игры мы условно поделили на три группы:

  1. массаж и самомассаж (пальчиковая гимнастика с использованием стихотворений и рифмованных строк); 
  2. пальчиковые игры и упражнения с предметами (мозаики, пазлы, шнуровки, расстегивание и застёгивание пуговиц, молний, липучек и т.д.);
  3. развитие графических навыков.

В  младшем дошкольном возрасте используются все группы упражнений.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики  является Пальчиковая гимнастика. Данная группа игр очень эмоциональна, в них можно играть как в детском саду, так и в любом другом месте. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Эти пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы Пальчиковые игры – это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребёнок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для  других стихов и песенок.

Какие предметы использовать для пальчиковых игр, зависит от творческого воображения воспитателя:

  • запускать пальцами мелкие волчки;
  • разминать пальцами пластилин, глину;
  • катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;
  • нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
  • застёгивать пуговицы, крючки, молнии;
  • завязывать узлы на толстой верёвке, на шнуре;
  • закручивать шурупы, гайки;
  • игры с разными видами констуктора;
  • игры с вкладышами;
  • игры с бельевыми прищепками;
  • рисование в воздухе;
  • игры с песком, крупой, водой.

При проведении запланированных мероприятий мы придерживаемся определённых  условий:

  • используем специальные предметы и игрушки, которые по окончании сразу же убираем на место;
  • не оставляем мелкие предметы в поле досягаемости ребёнка в отсутствии взрослых;
  • внимательно следим, чтобы предметы и их части не попали ребёнку в рот, нос и уши;
  • если ребёнок не может выполнить задание самостоятельно, мы берём его руку и действуем вместе с ним, следим, чтобы при выполнении задания руки ребёнка не были сильно напряжены;
  • все задания проводим в спокойной, доброжелательной обстановке, которая способствует получению положительных эмоций;
  • поощряем любые достижения детей, так как им необходимо радоваться и гордиться своими успехами;
  • для родителей разработаны консультации по подбору и условиям проведения пальчиковых игр в домашней обстановке.

 В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движение взрослых, активизируют  моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Работая по программе Л.А. Венгера «Развитие», мы уделяем большое внимание развитию графических навыков. Оно может осуществляться в различной непосредственно образовательной деятельности (рисование, лепка, конструирование и др.). Изобразительное искусство занимает особое место в ряду других занятий ребенка. Это один из первых видов деятельности, где появляется вполне реальный творческий продукт: художественная живопись и пластика, предметная графика и сюжетная композиция. В младшем дошкольном возрасте в качестве модельной формы опосредования выступают графические характеристики основных структурных особенностей отдельного объекта. Это такое предметное изображение объекта, в основе которого лежат выделенные и переданные в форме графического изображения его существенные характеристики.

При планировании образовательного процесса мы опирались на календарно-тематический принцип, то есть  мы подобрали игры для каждой тематической недели. Так же были даны рекомендации родителям в форме консультаций, индивидуальных бесед.

Таким образом, в результате работы над развитием мелкой моторики, мы получили следующие результаты: дети с удовольствием играют в пальчиковые игры, и делают пальчиковую гимнастику; большинство детей научились правильно держать ложку, пользоваться карандашом (дети, не вошедшие в эту категорию младше по возрасту); многие ребята научились застёгивать пуговицы  и сандалии самостоятельно.

Перспективы работы: продолжить работу по развитию мелкой моторики в средней группе: разработать перспективный план использования различных видов пальчиковых игр в соответствии с календарно-тематическим планированием,  изготовить новые дидактические пособия.

 

Список литературы:

  1. Гордеева Т.В. Пальчиковая гимнастика с предметами [Текст] – М.: Национальный книжный центр, 2013. – 48 с.
  2. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников [Текст] – М., 2006.
  3. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Гаврилина С.Е., Кутявина И.Г и др [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 2000.
  4. Ткаченко Т.А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику [Текст] – М., 2008.