Детский сад 69 Миасс - Консультация «Настольные игры в морозный день» >>

Фотоальбом

НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ В МОРОЗНЫЙ ДЕНЬ

Настольные игры в морозный деньТрещит мороз. Застыли речки.
Дрожат березки у реки.
У нас тепло. В горячей печке
Потрескивают огоньки.
Сгорят они, и скоро, скоро
В уютном комнатном тепле
Растают тонкие узоры
На разрисованном стекле.

П. Образцов

 

 

 

Любят ли  ваши дети настольные игры? Морозный день и ожидание прогулки выбора не оставили - играть!!!!

Настольная игра может научить детей очень многому. А можно сказать, что она не может научить ничему. Это просто куски дерева, пластмассы, картона и бумаги. Но ребенок, прикасающийся к ним, по каким-то невероятным причинам вдруг начинает развиваться без каких-либо видимых усилий:

  • активно развивается речь и пополняется словарный запас;
  • улучшается мелкая и крупная моторика – повышается скорость реакции, ловкость и аккуратность;
  • мышление переходит на новый уровень – дети быстрее осваивают счет, начинают лучше осознавать пространственные взаимосвязи;
  • творческое начало и воображение подстегиваются разными составляющими игр;
  • ребенок становится более социально адаптированным, поскольку в игре постоянно сталкивается с новыми доселе неизвестными ему ситуациями и преодолевает их совместно со сверстниками;

Кроме того:

  • с помощью настольных игр для детей можно развивать память и сообразительность;
  • дети с удовольствием проводят время с родителями;
  • в отличие от компьютера, они не портят зрение;
  • экономят деньги – не надо платить каждый раз, как, например, за кино.

Во время  любой игры  у играющих могут возникнуть обиды и ссоры. Как же их избежать. Предлагаем вашему вниманию шесть правил, которые помогут избежать ссор.

1.     Играть по правилам.

Это отдельная задача, и учить ей нужно специально, только тогда, когда ребёнок к этому готов. Сначала мы играем в игры с простыми правилами, но следуем им безукоризненно, например, бросаем мяч строго по очереди и не откуда попало, а с линии, или кидаем кубик только на стол, а не на пол, и шагаем фишкой ровно на то количество кружков, которое выпало. Когда ребёнок поймёт, что правила игры — это такие маленькие законы, которые надо соблюдать (обычно годам к пяти), можно переходить к более сложным и многоплановым вариантам. Дети постарше следят за правилами сами, и единственное, что может сделать взрослый, — это порекомендовать им играть мирно или сменить игру. Разобраться, кто прав, а кто виноват в игре, если сам не находишься в процессе, очень трудно. Почти все дети на свете в какой-то момент жульничают, в том числе и за игрой.

2.     Дать созреть терпению.

До какого-то момента игра должна быть скорее весёлым соревнованием, в котором побеждает то один, то другой, а выигрыш и проигрыш легко достижимы. Дошкольнику психологически трудно после долгой игры получить один-единственный проигрыш. Для него двадцать минут или полчаса — это целая жизнь, и вот всю эту «жизнь» он проигрывает. Знаете, почему мне не нравятся соревнования шахматистов-дошколят? Потому что половина участников ревёт после партии, а другая половина злорадно хихикает. Школьникам тоже трудно справиться с эмоциями, но всё-таки уже попроще.

3.     Учить различать «повезло», «смог, сумел» и «сжульничал».

Часто дети, увидев, что партнёру по игре везёт или что у него лучше получается, кричат: «Нечестно!». Важно каждый раз объяснять, откуда взялось преимущество, обращать внимание на то, что бывает судьба (и она несправедлива!), а бывает — мастерство и правила (и тут справедливость есть). Стоит для начала освоить игры, в которых то или другое присутствует в чистом виде: бросание костей — и метание дротиков в цель, догонялки — и фанты, и всякий раз акцентировать внимание, от чего зависит выигрыш в этой игре. Мне очень нравится выражение «Удача повернулась ко мне спиной!». Эта формулировка помогает понять, что в играх на удачу выигрывает не лучший мастер, а тот, кому просто повезло.

4.     Место и время для эмоций.

Да, обидно, но тот, кто выиграл, не виноват. И фишки не виноваты — не надо их швырять. Если ребёнок совсем-совсем не может справиться с эмоциями, лучше пока эту игру отложить и вернуться к более простым. Впрочем, умение играть азартно и при этом не впадать в раж, не портить игру злостью, слезами или злорадством — задача трудная, особенно для темпераментного игрока. Самых эмоциональных стоит и к этому приучать постепенно, заранее. Например: «Сейчас мы будем играть так: выигрывает тот, кто проигрывает и не хнычет», «Что ты будешь делать, если проиграешь?» — «Стукну по столу, а не по Пете». Помогает давать хороший пример, поощрять желаемое поведение: «Ты выиграл, но не дразнишься, молодец!», «Я проигрываю, мне так жаль!» (спокойно).

5.     Выбирать правильные игры для конкретной компании.

Ссоры обычно возникают, когда за одним столом встречаются сильные и слабые игроки, опытные и неопытные, эмоциональные и сдержанные. Лучше бы привести всех к общему знаменателю. В некоторых случаях лучше выбирать «кооперативные игры», в которых все играют в одной команде (например, такие игры как «Пандемия» или «Запретная пустыня», а из простых — фанты), или в такие игры, где ведущие быстро по очереди меняются. В одной ситуации можно играть в игры «интеллектуальные», в другой — в игры «на хохот и внимательность» (типа «Свинтуса»).

6.     Атмосфера игры – ответственность взрослого.

nastolnye-igry-v-moroznyi-denЛет до десяти точно, а с некоторыми играми или детьми и до 11-12 лет дело обстоит именно так. Самые трудные с психологической точки зрения — те игры, где важна и судьба, и мастерство игрока. Играешь хорошо, а карты/буквы/комбинации идут плохие, ну как тут не разозлиться на удачливого соперника, который бросает как попало и всё равно выигрывает. Иногда стоит дать кому-нибудь фору или шёпотом попросить самого умного и опытного «полегче» отнестись к слабому или новичку хотя бы на первых порах. Поосторожнее с шутками, насмешками и комментариями за игрой: они, конечно, придаёт перцу, но если за столом сидит кто-нибудь очень ранимый, то лучше попросить юмористов придержать языки. Ну и последнее: если вы точно знаете, что в эту игру выигрываете всегда только вы (например, у меня так с игрой «Эрудит» — меня могут обойти очень и очень немногие взрослые, а уж у детишек шансов практически нет) — лучше предупредить об этом заранее, и пусть остальные участники соревнуются за почётное второе место.

Но учтите — когда-нибудь они у вас всё-таки выиграют. И тогда — не ссорьтесь!