Детский сад 69 Миасс - Проектный метод - требование времени

Фотоальбом

Проектный метод - требование времени?!

Единственный путь,

ведущий к знанию –

это деятельность.

(Б.Шоу)

         Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. Именно проектная деятельность поможет связать образовательный процесс с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть “метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий  проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. “Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

Под проектом  понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

         Этапы работы над проектом:

  1. «Проблема» (Что имею? Чего хочу? Что мешает?)
  2. «Копилка» (Цель: обучение детей поиску и сбору информации на определённую тему)
  3. «Картотека» (Цель: обучение детей классификации информации по разным основаниям)
  4. «Модель» (Цель: обучение детей обобщению и выделению основных признаков объектов или систем)
  5. «Продукт» (собственный полученный «продукт»: изо, речевой, театральный и пр. Цель:научить детей наделять объект новыми признаками, побуждать использовать созданный продукт в практической деятельности)
  6.  «Презентация» (компетентное представление проекта за 5-8 минут. Цель: формировать коммуникативные навыки, учить детей осознавать собственную деятельность (рефлексировать)
  7. «Новая проблема» (Цель: формировать желание самостоятельно заниматься интеллектуально –творческой деятельностью, учить детей формулировать целеполагание)

 Педагоги МБДОУ № 69 не первый год используют проектный метод в своей работе. Имеются определённые результаты: выступление на муниципальном конкурсе «Мой проект» в 2012 году «Планета для детей» под руководством воспитателя Галяутдиновой Л.В., в 2013 году «Чему учат в школе?» под руководством воспитателя Швалёвой О.В.

Очень популярен проектный метод при работе над единой календарной темой. В результате таких краткосрочных проектов развивающая среда ДОУ пополняется различными материалами: фотоальбомами, альбомами рисунков детей, самодельными книгами и развивающими играми, макетами, моделями и пр.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.