Детский сад 69 Миасс - Речевое развитие

Фотоальбом

Задержка речевого развития

 

Специалистам-логопедам известно понятие возрастной нормы. Так, например, для ребёнка двух лет характерны и нормальны многие замены и пропуски звуков, несформированность слоговой структуры, неправильное употребление грамматических форм.

 Грубые отставания от возрастной нормы входя в понятие «задержка речевого развития» (ЗРР).

 В настоящее время этим термином обозначают состояние, при котором речевая деятельность отсутствует в силу различных причин.

 Негативно влияют на становление речевой деятельности различные факторы.

 

Эмоциональная недостаточность.

Если малыш был лишён в первые два года жизни близкого общения с матерью или заменяющим её лицом, он, как правило, не ловит взгляд взрослого, его лицо безучастно, ребёнок не смеётся и почти не плачет. Без эмоционального контакта с другим человеком у ребёнка не возникает потребности в общении, в том числе речевом.

 

Перцептивная (чувственная) недостаточность.

Выражается в узком кругозоре ребёнка, в его скудной осведомлённости. У ребёнка нет возможности осуществлять различные действия, воспринимать предметы, их свойства и качества, постепенно у малыша угасает и потребность в этом.

 

Остановка на стадии называния предмета.

Более лёгкая форма ЗРР. Возникшая речь, чаще лепетная, состоит у такого ребёнка из незначительного количества слов, обозначающих предметы (би-би и т.д.).Но крайне примитивная, суженная деятельность ребёнка, отсутствие интересных продуктивных действий совместно со взрослыми, упорное называние взрослыми только имён существительных без употребления других частей речи тормозят становление фразовой речи, сужают пассивный словарь.

 

Функциональная незрелость речевых зон мозга так называемая темповая задержка, когда речь гармонически развивается в более поздние сроки, является усугубляющим ЗРР фактором.

 

Соматические нарушения нарушения функций органов дыхания, недостаточно развитые голосовые связки и др. – также тормозят развитие речи, негативно сказываются на её качестве (гнусавость, шёпотная речь, неспособность ребёнка проговорить фразу на едином речевом выдохе).

 

Последствия ПЭП(постнатальной энцефалопатии), т.е. органическое поражение центральной нервной системы во время родов и в послеродовый период, могут быть выражены в различной степени – от очень тяжёлых проявлений до заметных только специалисту-неврологу, но они, как правило, играют определяющую негативную роль в раннем речевом развитии. Ребёнок с таким диагнозом очень часто подвержен задержке речевого развития.

 

Вторичная ЗРР как следствие нарушений слуха, зрения, интеллекта, моторно-двигательной сферы (ДЦП).

 

Задержка речевого развития у детей до 3 лет, имеющих нотальные и постнатальные поражения ЦНС различной степени, нередко сопровождается пирамидной недостаточностью, для которой характерны слабость речевой мускулатуры и поверхностный, укороченный, слабый речевой выдох. Такие дети затрудняются в произнесении согласных, нередко речевое развитие останавливается на долепетном этапе – гулении гласных.

Целенаправленные артикуляционные упражнения с этими детьми организовать очень трудно.