Детский сад 69 Миасс - Песочная терапия

Фотоальбом

 Песочная терапия на логопедических занятиях

 

Что-то можно в нём зарыть,

По нему люблю ходить,

И на нём поспать часок.

Угадали что? - ... (песок)

   Всем нам хорошо знакомый песок  кажется абсолютно простым и понятным. На самом деле это удивительный и таинственный материал. И дети, и взрослые могут часами возиться в песке, строить песчаные замки или просто наблюдать как он пересыпается с ладони на ладонь. Песок может быть таким разным: сухой и легкий или тяжёлый и влажный, он с легкостью способен принять любую форму.  В то же время он такой непостоянный – фигурки из него способны рассыпаться в один миг. Все эти замечательные свойства песка, дающие широкий простор для творчества  и фантазии, как оказалось, можно успешно использовать в терапевтических целях. 

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.

Принцип «терапии песком» был предложен в середине XX века швейцарским психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом.  Сначала он рекомендовал использовать занятия с песком в целях диагностики и коррекции эмоционального самочувствия детей, утверждая, что это  прекрасное средство для их социальной адаптации и развития. Позднее Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева и Т.М.Грабенко в «Практикуме по креативной терапии» предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно – развивающими.

Работа над развитием речи – сложный порой рутинный труд, требующий от ребенка приложения воли. Работа логопеда  состоит  в том, чтобы превратить эти занятия коррекционно – развивающей направленности в желаемые и долгожданные. «Пескотерапия» как раз и явилась тем мотивирующим фактором. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Основные принципы игры на песке: 

  • стимулирующая среда(создание игровой ситуации);
  • доступность;
  • адаптация речевого материала(подбор заданий и игр в сказочной форме);
  • реальное «проживание», проигрывание ситуации вместе с героями;
  • эмоциональная комфортность(исключение негативной оценки действий и результатов ребенка); 

    Для песочной терапии на логопедических занятиях необходимо создать специальную развивающую среду. В качестве песочницы понадобитсянебольшой водонепроницаемый ящик, который на 1/3 заполняется песком. Песок должен быть чистым, просеянным и прокалённым в жаровом шкафу. Можно использовать мелкий, кварцевый, строительный песок.

Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир (животные, люди, предметы окружающей среды и интерьера, обитатели водного мира, естественные природные предметы, фантастические персонажи и герои сказок, транспортные средства и др.). 

 В кабинете логопункта имеются  картотеки  «песочных» игр, которые мыприменяем на индивидуальных и мини – подгрупповых занятиях с детьми.

  • На развитие фонематического слуха;
  • На развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;
  • По обучению грамоте;
  • На развитие интонационной  выразительности речи  и темповой организации высказывания;

Игры на песке очень интересны и разнообразны, они являются обучающими, познавательными и проективными. Дети с большим желанием совершают увлекательные путешествия по стране песочных игр, где их, как обычно, ждут новые приключения и знакомства. А также проявляют творческую активность в сочинении сказок на песке. 

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больше воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения:

  • усиливает желание ребенка узнать что – то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
  • в игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются все высшие психические функции(память, мышление, восприятие, внимание);
  • развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
  • стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
  • совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
  • способствуют расширению словарного запаса;
  • помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
  • позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
  • способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
  • помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма;
  • повышают интерес к логопедическим занятиям.

 

 Опыт работы показал, что использование песочной терапии даёт положительные результаты. Взаимодействие стабилизирует эмоциональное состояние: возбужденные дети успокаиваются, становятся значительно добрее.  Наряду с развитием тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики можно научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А именно, опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста более интересной, увлекательной, более продуктивной.

 

Литература

  1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Практикум по креативной терапии» СПб., 2001.
  2. Панфилова Н. К. «К логопеду или в песочницу?» (Обруч №5 – 2005г.)
  3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: практикум по песочной терапии». СПб., 2007.
  4. Довгаль Н. В. «Логопедические игры в песочной стране» (журнал «Логопед» № 3 – 2004 г.)
  5. Семененко Е. А. «Использование песочной терапии в логопедической работе» (журнал «Дошкольная педагогика» № 7 – 2010 г.)
  6. Савельева Н. «Песочная игротерапия в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»(журнал «Дошкольное образование» № 1., 2002.)

Учитель – логопед МБДОУ № 69:

 Максимова Ирина Анатольевна