Число дошкольников с отклонениями в речевом развитии постоянно растёт. Среди них большую часть составляют дети, имеющие полноценный слух и интеллект, но не вполне развитый фонематический слух.
Фонематическое восприятие - это способность к восприятию звуковой стороны речи, фонем, умение различать звуки речи и их последовательнсть в словах. В его основе лежит фонематический слух, позволяющий выделять и идентифицировать звуки речи по их отношению к звуковым эталонам-фонемам. Несформированность фонематического восприятия может привести к недостаточной ориентировки в звуковой действительности и к нарушениям произносительной стороны речи. Чем раньше начать развития фонематического восприятия и привлечь внимание детей к анализу слов, тем легче и быстрее они овладеют произносительной стороной речи. Недостаточная ориентировка в «Звуковой действительности языка», несфомированность представлений о звуковом составе слова часто приводят к специфическим ошибкам и стойким затруднениям в овладении грамотой.
Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений - одно из условий успешного овладения нормами устной и письменной речи. Существует множество игр на развитие фонематический процессов. Опыт показывает, что радость, веселье, раскованность, некоторая таинственность, присущие игре, привлекательны для детей с недостатками речевого развития.
В игровой деятельности формируются:
Ежик-грибник
Цели игры:
Оснащение:
Ход игры:
На панно выставляются грибы, ведущий выставляет Ёжика и корзинку и читает стишок-задание:
"Долго по лесу ёжик шагал:
Вкусных грибов к обеду искал.
Только не всякий вкусный грибок
Ёжик спешил положить в кузовок.
В корзинку попали такие грибы,
В которых звук: а,о,у,ы,и
Дети по цепочке выходят, выбирают гриб кладут его в корзинку, теперь нужно провести их сортировку. Ведущий снова читает стишок-задание.
"Хозяйка-ежиха грибы разделила:
С а, о, у, ы, и в начале слова - супчик сварила;
С а, о, у, ы, и в середине - в запас насушила;
С а, о,у,ы,и в конце слова - друзей угостила."
Рыбалка
Цели игры:
Оснащение:
На панно прикрепляются рыбки. Ведущий выставляет фигурку кота и ведерки, читает стишок задание:
"Много разной рыбы плавает в пруду.
Рыжий кот поймает на свою уду
Маленькую рыбку, а на ней картинку.
Я картинку назову, в слове быстро п,т,х,г найду.
В разные ведёрки рыбку положу
Своему семейству очень угожу."
Дети по очереди «ловят» рыбу и расклыдываютт её по ведёркам.
1 ведёрко-слово с заданным звуком в начале.
2 ведёрко-слово с заданным звуком в середине.
3 ведёрко- слово с заданным звуком в конце.