Детский сад 69 Миасс - Фонематический слух

Фотоальбом

Фонематический слух

Число дошкольников с отклонениями в речевом развитии постоянно растёт. Среди них большую часть составляют дети, имеющие полноценный слух и интеллект, но не вполне развитый фонематический слух.

Фонематическое восприятие - это способность к восприятию звуковой стороны речи, фонем, умение различать звуки речи и их последовательнсть в словах. В его основе лежит фонематический слух, позволяющий выделять и идентифицировать звуки речи по их отношению к звуковым эталонам-фонемам. Несформированность фонематического восприятия может привести к недостаточной ориентировки в звуковой действительности и к нарушениям произносительной стороны речи. Чем раньше начать развития фонематического восприятия и привлечь внимание детей к анализу слов, тем легче и быстрее они овладеют произносительной стороной речи. Недостаточная ориентировка в «Звуковой действительности языка», несфомированность представлений о звуковом составе слова часто приводят к специфическим ошибкам и стойким затруднениям в овладении грамотой.

Развитие фонематического  анализа, синтеза, представлений - одно из условий успешного овладения нормами устной и письменной речи. Существует множество игр  на развитие фонематический процессов. Опыт показывает, что радость, веселье, раскованность, некоторая таинственность, присущие игре, привлекательны для детей с недостатками речевого развития.

В игровой деятельности формируются:

  • выдержка, настойчивость, сопереживание;
  • сглаживаются отрицательные черты характера (застенчивость, обидчивость, капризность, заносчивость);
  • создаются условия для развития внимания, памяти, речи;
  • во время этих игр складывается благоприятная обстановка для коррекции дефекта.

 

Игры для развития фонематических процессов

 

Ежик-грибник

Цели игры:

  • Закреплять навыки выделения заданного звука из слова;
  • различение гласных  звуков; определение места звука в слове.

Оснащение:

  1. Картонные грибы с изображениями предметов и животных, в названии которых есть гласные звуки а, о, у, ы, и (аист, рак, лиса, арбуз, акула, утка, жук, петух, кенгуру, ива, ирис, гриб, игла, тигр, осы, ослик, дом, слон, роза, ведро, сыр, тыква, рыба, огурцы);
  2. Картонный ёжик;
  3. Картонная корзинка.

Ход игры:

На панно выставляются грибы, ведущий выставляет Ёжика и корзинку и читает стишок-задание:

"Долго по лесу ёжик шагал:

Вкусных грибов к обеду искал.

Только не всякий вкусный грибок

Ёжик спешил положить в кузовок.

В корзинку попали такие грибы,

В которых звук: а,о,у,ы,и

Услышать смог ты."

 

Дети по цепочке выходят, выбирают гриб кладут его в корзинку, теперь нужно провести их сортировку. Ведущий снова читает стишок-задание.

"Хозяйка-ежиха грибы разделила:

С а, о, у, ы, и в начале слова - супчик сварила;

С а, о, у, ы, и в середине - в запас насушила;

С а, о,у,ы,и в конце слова - друзей угостила."

 

Рыбалка

Цели игры:

  • Закреплять навыки выделения заданного звука из слов; различение согласных звуков;
  • определять место звука в слове.

Оснащение:

  1. Картонные рыбки с изображением предметов и животных, в названии которых  есть согласные звуки п., б, т, д, к, г,х (Цыплёнок, лягушка, кактус, дом, гусь, аист, картина, телёнок, петух, молоко, лопата, мухомор, стул, лист, пенал, полка, солдат, мак, пальто, клевер, помидор, орех, голуби, пила, скрипка, грабли, краски, кубики);
  2. Картонный кот с удочкой;
  3. Три картонных ведра.

На панно прикрепляются рыбки. Ведущий выставляет фигурку кота и ведерки, читает стишок задание:

"Много разной рыбы плавает в пруду.

Рыжий кот поймает на свою уду

Маленькую рыбку, а на ней картинку.

Я картинку назову, в слове быстро п,т,х,г найду.

В разные ведёрки рыбку положу

Своему семейству очень угожу."

 

Дети по очереди «ловят» рыбу и расклыдываютт её по ведёркам.

1 ведёрко-слово с заданным звуком в начале.

2 ведёрко-слово с заданным звуком в середине.

3 ведёрко- слово с заданным звуком в конце.