Детский сад 69 Миасс - ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Фотоальбом

ФОРМИРОВАНИЕ

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Галяутдинова Л.В.

МБДОУ № 69

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Однако в настоящее время педагогов стало больше привлекать художественно-эстетическое образование детей, своей яркостью, красочностью, интересными задумками, которые можно превратить в «шоу».  Проблемы речевого развития не столь популярны, так как  этот трудоёмкий процесс требует систематичности, планомерного продвижения от простого к сложному, постоянного повторения.

Средний дошкольный возраст характеризуется расширением интересов, появлением новых видов деятельности, речь отдаляется от непосредственного практического опыта. Под влиянием происходящих изменений у ребёнка возникает потребность в передаче своих впечатлений. В речи детей всё чаще проявляются лексико-грамматические ошибки.

В работе над формированием грамматического строя речи можно выделить следующие направления:

  • Предупреждение появления у детей грамматических ошибок (особенно в трудных случаях морфологии и словообразования);
  • Исправление ошибок, существующих в речи детей;
  • Совершенствование синтаксической стороны речи;
  • Содействие грамматической правильности речи окружающих ребёнка взрослых.

Состояние грамматического строя речи в одной и той же возрастной группе могут быть различными. Оно зависит от нескольких причин:

  • Общих психофизиологических закономерностей развития ребёнка (состояния неравных процессов, развитие внимания, мышления и т.д.);
  • Запаса знаний и словаря, состояния фонематического слуха и речедвигательного аппарата;
  • Состояния грамматической стороны речи окружающих ребенка взрослых (воспитателя, технический персонал ДОУ, родственники детей) и степени педагогического контроля правильности речи ребёнка.

Поэтому в начале учебного года была проведена педагогическая диагностика  с целью выявления состояния грамматических навыков. Для этой цели были использованы повседневные наблюдения за речью детей, а так же вопросы – задания отдельным детям с использованием картинок, предметов, в словесной форме.

Были выявлены следующие ошибки детей в овладении грамматическим строем речи:

  • окончание существительных мн. числа в Р.п. (дети сводят многообразие окончаний существительных к окончанию –ов, -ев: матрёшков, варежков, карандашов);
  • образование мн. числа  существительных, обозначающих детёнышей животных (гусёнки, львенки, жеребёнки и.т.д.): склонение существительных, обозначающих животных (волки – волков, куры – куров, медведи - медведев);
  • употребление несклоняемых имён сущ.  (пальто, кофе, какао, пюре, пианино, кино, радио, желе);
  • ударение при склонении существительных;
  • образование глагольных форм (есть – едишь, дашь - дадишь);
  • склонение некоторых местоимений, числительных (два утёнки, двое ведров, мене дали);
  • образование страдательных причастий (нарисоватая, оборватая);
  • окончание существительных мн. числа (домы, ухи)

Обучение грамматически правильной речи носит характер упражнений, включённых во все виды занятий и дидактических игр с наглядным материалом и без него (в старших группах). Натуральным материалом могут служить натуральные предметы, игрушки – картинки, особенно из наглядно-методического альбома О.И. Соловьёвой «Говори правильно».

Играм и упражнениям отводится, как правило, 5-10 минут. Они должны проходить непринуждённо, живо. В своей группе мы используем игровые персонажи, особенно при повторении материала (Домовёнок Кузя, Баба Яга, Фея, Первоклассники, 4 времени года и др.). Для того, чтобы заинтересовать детей, мы в предлагаемые фразы включаем имена присутствующих детей, даём задания придумать предложения о самом себе. Как правило, используются традиционные игры, но в практику нашей работы мы вводим игры, придуманные воспитателем вместе с детьми.

Для каждого упражнения или игры выбирается одна задача, так как узкое содержание позволит сконцентрировать внимание детей на нужном материале.

Одно и то же программное содержание повторяется до полного исчезновения данной грамматической ошибки в речи детей. В течение одного месяца планируется работа над 2-3 формами.

Практические рекомендации по использованию дидактических игр в средней группе.

  1. В средней группе продолжается работа по обучению:
  • образование форм родительного падежа ед. и мн. числа существительных (нет шапки, варежек брюк) Игра «Чего не стало»;
  • согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже (добрый мальчик, весёлая девочка, голубое ведро) Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?»;
  • согласованию существительных с числительными в роде, числе и падеже. Игра «Один, два, три…»
  • образованию форм глаголов в повелительном наклонении (спой, попляши, попрыгай) Игра «Попроси меня», «Колпачок»;
  • употреблению предлогов пространственного значения (в, на, за, под, между, около) Игра «Предлоги», «Расскажи где находится»;
  • обучению разным способам словообразования разных частей речи.

Игра «Чей? Чья? Чьи?»

  1. Учим соотносить названия животных и их детёнышей, употреблять эти названия в ед. и мн. числе и Р.П. мн. числа (утёнок – утята – не стало утят, зайчонок – зайчата - не стало зайчат). В результате такой работы дети осознают, что не все слова образуются одинаково. Игра «Мама - малыш»
  2. Называние предметов посуды: сахар – сахарница, масло – маслёнка, хлеб – хлебница, суп – супница. Игра «Ждём гостей»
  3. Особое внимание уделяется умению образовывать разные формы глаголов, правильно спрягать глаголы по лицам и числам (несла, принесла, унесла). Словесные игры
  4. Обучение образованию звукоподражательных глаголов (кар – каркает, хрю - хрюкает). Словесные игры
  5. 6.     Учат способам отымённого образования глаголов (мыло – мылит, звонок – звенит, краска – красит. Есть исключения: врач  - лечит, портной шьёт). Словесные игры с использованием наглядного материала
  6. 7.     Осваивают элементарные правила синтаксиса, составляя словосочетания и предложения. Дидактические игры: «Закончи предложение..», «Зачем тебе нужны..?».
  7. Начинается работа по совершенствованию синтаксической структуры предложения (составление коллективных рассказов на различные темы).

Важную роль играют активные приёмы обучения:

  • образец речи педагога – особенно подчёркнуто произносится затрудняющая детей часть слова (ездим - ездит);
  • возможно прямое указание, выделяющее трудное слово из контекста, предложение его запомнить, поучиться правильно говорить;
  • мотивировка учебного задания:«Придумайте предложение со словом пианино. Напоминаю вам, что это слово всегда говорится одинаково: около пианино, два пианино».
  • исправление, подсказ.

К оценке речи детей можно привлекать самих дошкольников: «Правильно ли все сказали?», «Аня сказала так, как нужно?». Мы объясняем детям, что не нужно обижаться на друзей, которые исправляют ошибку, ведь они хотят помочь научиться говорить правильно, красиво.

Иногда мы сталкиваемся с влиянием на ребёнка неправильной речи кого-то из его родных: «А моя мама говорит «склизко». У нас все говорят «красивше». В этом случае проводится индивидуальная работа с родителями.

Таким образом, используя игры на развитие лексико-грамматического строя речи, мы расширяем кругозор детей, память, внимание, мышление, умение вести диалог с взрослыми и сверстниками. Закладывается фундамент для дальнейшего развития лексико-грамматической культуры, развитие связной  выразительной речи.

Используемая литература:

  1. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Средняя группа/Под. ред. О.М. Дьяченко.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.- 80 с.
  2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2014. – 80 с.
  3. Занятия по развитию речи в детском саду: книга для воспитателя детского сада./Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова и др.; под ред. О.С.Ушаковой. – М.: П.,1993.