Детский сад 69 Миасс - Кризис 3 лет

Фотоальбом

Ребенок. Кризис 3 лет

ребенок кризис трех летКризис з-х лет – граница между ранним и дошкольным детством – один из наиболее трудных моментов в жизни ребёнка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребёнок отделяется от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Изменение позиции ребёнка, возрастание его самостоятельности и активности требуют от близких взрослых своевременной перестройки.

 

 

Кризис трёх лет имеет определённые характеристики:

Негативизм.

Ребёнок активно реагирует не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив – сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказали. В 3 года ребёнок впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребёнка определяется не этим желанием, а отношениями с другим взрослым человеком. Мотив поведения уже находиться вне ситуации, данной ребёнку. Негативизм – кризисное явление, которое должно исчезнуть со временем.

Упрямство.

Это реакция ребёнка, который настаивает на чём-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Первоначальное решение определяет всё его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребёнок не может. Упрямство – не настойчивость, с которой он добивается желаемого. Упрямый ребёнок настаивает на том, чего ему не так уж сильно хочется или давно расхотелось.

Строптивость.

Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребёнок стремится настоять на своих желаниях, и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие. Ребёнок хочет всё сделать  и решать сам. Это положительное явление, но во время кризиса трёх лет усиленная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто не соответствует возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными. В этих случаях говорят о протесте  –  бунте. В семье с единственным ребёнком может появиться деспотизм. Ребёнок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т.д. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям.

 Обесценивание.

В глазах ребёнка обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Трёхлетний ребёнок может ругаться, отбросить или сломать любимую игрушку и т.п.

 Все эти проявления свидетельствуют о том, что у ребёнка изменяется отношение к другим людям и самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых. Это важный этап в эмансипации ребёнка; не менее бурный этап ждёт его  в дальнейшем – в подростковом возрасте.

 

Гиперактивный ребенокГиперактивный ребенок 

Это ребёнок с повышенной энергетикой (вариант нормального развития, не требующий коррекции); с двигательной расторможенностью (нуждающийся в помощи психолога).

 

Рекомендации для взрослых:

  • Старайтесь избегать крайностей: вседозволенности и чрезмерной пунктуальности;
  • Хвалите ребёнка в каждом случае, если он это заслужил;
  • Все запреты обязательно объясняйте;
  • Говорите спокойным, мягким тоном;
  • Давайте ребёнку только одно задание на определённое время, чтобы он мог его завершить;
  • Оберегайте непоседу от общения с шумными, беспокойными детьми;
  • Оберегайте ребёнка от переутомления, так как оно ведёт к снижению самоконтроля.