Детский сад 69 Миасс - Организация экспериментирования с дошкольниками

Фотоальбом

Организация экспериментирования  с дошкольниками.

 

«…Ребёнок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища – и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера».

 

 Термин «экспериментирование» понимается как способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

Ещё Л.С. Выготский говорил, что деятельности ребёнка раннего и дошкольного возраста можно отнести к экспериментированию.

До 3 месяцев ребёнок запоминает только то, что можно усвоить с помощью органов чувств.

С 3-х месяцев до 3-х лет в память загружаются речь, сведения о внешнем виде и свойствах объектов окружающего мира. Т.е., ребёнку необходимо запомнить, как выглядит каждый объект, как он звучит, какой имеет вкус и запах, какие создаёт тактильные и мышечные ощущения, в каких вариантах встречается и во что превращается при разных воздействиях.

Всё надо проверить и результаты проверки внести в банк памяти. Всё – в рот, всё обследовать и всё запомнить. И так с каждым объектом. Многократно, по разным параметрам, по всем анализаторам. Все полученные данные вносятся в память.

К 3 годам основная база данных о мире уже создана. В дальнейшем она будет продолжать пополняться и уточняться, но уже не стол интенсивно, как ранее. Начинается этап установления причинно-следственных связей, существующих между объектами и явлениями. Доминирующим детским вопросом становиться «почему?». К мысленному экспериментированию дети пока не способны, поэтому предвидеть последствия своих действий не могут.

После 5 лет детская деятельность как бы раздваивается. Одно направление превращается в типичную игру (т.е. деятельность, в которой важен процесс, а не результат); второе – в осознанное экспериментирование. Дети осознали, что всё можно узнать самостоятельно, и осмысленно пользоваться этим методом для приобретения новых знаний. Формируется любознательность. Дети могут поставить перед собой задачу, продумать методику, проанализировать получившийся результат и, главное, выразить всё это вербально, т.е. сделать свою деятельность доступной для понимания взрослых.

 В образовательном процессе ДОУ экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, сравнение и т.д.), стимулирует познавательную активность, активизирует восприятие учебного материала.

Как доказал Н.Н. Поддьяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь.

В современном ДОУ и семье должен широко внедряться метод организованного и контролируемого детского эксперимента (индивидуального и коллективного)  во все видах деятельности.

Самостоятельность детей в экспериментировании повышается с возрастом:

В младшем дошкольном возрасте – педагог ставит проблему, намечает стратегию и тактику её решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребёнку.

В среднем дошкольном возрасте – педагог ставит проблему, но метод её решения ищет ребёнок самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск).

В старшем дошкольном возрасте – постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработки решения осуществляется детьми самостоятельно.

При организации экспериментирования педагогу необходимо помнить, что в процессе самостоятельной деятельности ребёнок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:

  • физический – учиться управлять своим телом и отдельными органами;
  • природоведческий – знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями;
  • социальный – запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого), формы взаимодействия людей друг с другом;
  • познавательный – тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;
  • лингвистический – занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами;
  • личностный – узнаёт свои личные возможности;
  • волевой – запоминает,  как он сам может влиять на других людей;
  • поведенческий – моделирует своё поведение в различных жизненных ситуациях.

 

Метод детского экспериментирования не труден: он просто непривычен и не разработан применительно к условиям дошкольного учреждения.

Освоить метод эксперимента несложно. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специального оборудования. Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы.

Необходимо помнить, что мышление в дошкольном возрасте всё-таки является наглядно-действенным и наглядно-образным, а не словесно-логическим, поэтому для детей гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ.