Информационно – творческий проект «Трудный звук - детям друг!»
Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их четкой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит – служить средством коммуникации.
Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, дальнейшего успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития.
Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьёзное препятствие в овладении ребёнком письменной речью в школе. Оно отрицательно влияет на его эмоциональное состояние, самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.
По результатам проведенной в сентябре диагностики подготовительной группы МБДОУ №69 из 32 детей, 19 детей имеют нарушения звукопроизношения, что составляет 59%, лишь у 41% детей чистая речь. В речи детей чаще всего наблюдается замены звука, его искажение или отсутствие.Это требует направленной коррекционной работы по постановке и автоматизации звуков. 10 воспитанников зачисленных на логопунктпосле постановки звука[л],включились в работу по автоматизации [л] в словах и в речи.. Для привлечения родителей к проблеме автоматизации звуков мы решили предложить им поучаствовать в создании информационно – творческого проекта «Трудный звук- детям друг».
Наша главная задача научить детей ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду, научить самостоятельно искать её, отбирать, используя разные методы, например, проектную деятельность. А онанеразрывно связана с творчеством.
![]() |
![]() |
![]() |
Цель проекта:автоматизация поставленного [л] посредством совместной работы педагога детей и родителей.
Тип проекта: информационно – творческий.
Участники проекта: дети, посещающие логопункт на коррекцию [л], [л’], родители, учитель-логопед.
Срок реализации проекта: 3 недели.
Задачи проекта:
- Привлекать родителей к совместной работе по формированию правильного звукопроизношения;
- Формировать и совершенствовать звукопроизношение (развивать артикуляционную моторику, дикцию, интонационную выразительность, фонематическое восприятие).
- Решать проблему автоматизации звуков творчески;
Этапы проекта
1.Подготовительный этап
- Продолжение коррекционной работы по постановке и автоматизации отсутствующих звуков и речи детей;
- Проведение мастер-класса для родителей на тему «Артикуляционные упражнения для постановки звуков»;
- Проведение семинара-практикума для родителей по автоматизации звуков «Трудный звук - детям друг!»;
- Индивидуальное консультирование родителей о механизмах разработки проекта, подборе материала для его создания;
2. Основной этап
- Непосредственное создание детско-родительских проектов;
- Сопровождение проектов, оказание помощи в их создании;
3. Заключительный этап
- Защита детьми в группе созданных проектов;
- Промежуточная диагностика звукопроизношения;
- Беседы с родителями по результатам диагностики;
План реализации проекта
- 1. Мастер-класс для родителей на тему «Артикуляционные упражнения для постановки [л]»
- Индивидуальные консультации для родителей «Массаж языка» и «Работа над речевым дыханием».
- Семинар – практикум для родителей по автоматизации [л] в слогах, словах и в предложениях (с предоставлением материала для домашней работы).
- Консультирование родителей по автоматизации звуков и созданию ребусов и кроссвордов.
- Непосредственно создание ребусов и кроссвордов.
- Конкурс скороговорок.
- Выставка и защита ребусов, кроссвордов в группе.
- Награждение активных участников проекта.
Таким образом, внедрение в образовательный процесс проектного метода способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует заказу на современном этапе, с одной стороны, делает образовательный процесс ДОО открытым для активного участия родителей – с другой.
Огромное спасибо всем участникам проекта: «Трудный звук – детям друг!». В проекте принимали участие 9 человек.
Поздравляем победителей конкурса скороговорок: Метелева Ю. – 1 место, Зобкова А. – 2 место, Кузнецова К., Миронов Л. – 3 место.
Поздравляем победителей конкурса кроссвордов и ребусов на автоматизацию [л] в словах: Метелева Ю. , Миронов Л., Валеева Ю., Солодникова В., - 1 место, Колташев А., Кузнецова К. – 2 место.
Выражаем особую благодарность самым активным участникам проекта: Метелевой Ю, Кузнецовой К., Валеевой Ю., Солодниковой В., Колташеву А., Зобковой А., Миронову Л..
Максимова И.А., учитель - логопед
Список использованной и рекомендуемой литературы
- Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. М., 1975.
- Мезенцева М.Е. Логопедия в картинках. М., 2011.
- Пожиленко Е. Знакомим детей с окружающим и развиваем речь// Дошкольное воспитание. 2005. №1.
- Скворцова И.В. Логопедические игры. М., 2014.