Детский сад 69 Миасс - Проектная деятельность как средство преемственности дошкольного и начального общего образования

Фотоальбом

Проектная деятельность как средство преемственности дошкольного и начального общего образования

 «Школьное обучение никогда не начинается

 с пустого места, а всегда опирается на определенную

 стадию развития, проделанную ребенком».    

 Л.С. Выготский

Готовность ребенка к школе является одним из ключевых моментов в реализации преемственности. Создания базовой культуры личности ребенка происходит благодаря дошкольному образованию. Развитие интегративных качеств дошкольника – это результат сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, а  также родителей и самих воспитанников. Все полученные качества необходимы для обучения в школе.

         Преемственность между детским садом и школой существует как в содержании обучения и воспитания, так и в методах, приемах и организационных формах образовательной работы. Формирование готовности к обучению в школе – это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников. Переход детей в школу должен быть более мягким, адаптация к новым условиям быстрой.*

         Для повышения эффективности обучения учитель начальной школы должен использовать игровые приемы, которые применяются в детском саду, а воспитатель – специальные учебные задания, упражнения, формируя у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Ребенок должен не только получить знания, а  уметь самостоятельно их добывать и применять.

         Таким образом, задача дошкольного образования в рамках преемственности – это обеспечение условий для психического развития ребенка, через виды продуктивной деятельности детей, а задача начальной школы -  оказание помощи в адаптации ребенка к школе. Две ступени образования действуют не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволяет школе опираться на развитие ребенка получаемые в дошкольном учреждении.

В нашем детском саду на протяжении нескольких лет мы активно используем проектную деятельность в преемственности между дошкольным и школьным образованием.

Чуть подробнее мне хотелось бы остановиться на проектной деятельности в условиях логопункта.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель.

Поэтому в образовательном процессе ДОУ проектная деятельность должна носить характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Родители узнают своего  ребенка с новой стороны, участвуя в реализации замысла ребёнка и  занимаясь совместной продуктивной деятельностью. Они проявляют заинтересованность, помогают советом, информацией, участвуют на разных этапах проектной деятельности.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях в условиях логопункта является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности.

По результатам диагностики звукопроизношения на начало 2017 – 2018 учебного года в подготовительной группе было выявлено: 16 человек нуждающихся в логопедической помощи. После проведенного нами анкетирования, где мы выяснили, что большинство родителей имеют представление о проектной деятельности и согласны с тем, что  проектная деятельность поможет развить у ребенка: наблюдательность, творческое мышление, самодисциплину, культуру речи, активность в дошкольной жизни, навыки общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступлении;  и считают, что предложенные  учителем логопедом проекты: «Самые классные гласные»; «Гласные прекрасные»; «Как хорошо уметь читать» будут иметь положительный опыт  в коррекционной работе с детьми, посещающими логопункт.

Учитывая то, что 62,5%  нуждающихся в логопедической помощи, это дети  с нарушением фонематической стороны речи, а также учитывая, что одно из направлений коррекционной деятельности логопеда в подготовительной группе является создание четких представлений о каждом звуке речи, совершенствование навыков звукового анализа слов, стало актуально начать новый учебный год с информационно – творческого проекта «Самые классные -  гласные».

Участники проектов: дети подготовительной группы, родители, учитель – логопед, воспитатели.

Срок деятельности проекта: 2 месяца, 3 недели.

Тип проекта: информационно – творческий.

«Самые классные -  гласные».

Цель:закрепление образов гласных букв, умения  различать и правильно произносить гласные звуки а, у, о, и, э, ы.

Работа в творческих мастерских велась подгруппами (3-4 человека), каждое занятие было посвящено одной из шести изученных гласных. Дети не только мастерили поделки, но и разучивали стихи, называли картинки на изучаемую букву, предлагали свои идеи по изготовлению поделок, проявляли фантазию и творчество.Одним из этапов проекта стал семейный конкурс на лучшую книгу "Гласные зачем нужны, для чего они важны?". Благодаря фантазии и выдумке родителей  и детей, появились книги в виде цветка и машины и другие. Свои книги дети и родители оформляли иллюстрациями, стихами, загадками, сказками.

Сразу после реализации  предыдущего проекта «Самые классные гласные» встала необходимость продолжить работу с гласными буквами и познакомить детей с йотированными гласными. Так родился проект «Гласные прекрасные». В течение 3 недель воспитанники подготовительной группы вместе с родителями, воспитателями, учителем – логопедом реализовывали план мероприятий.

Для повышения интереса детей к книге, чтению при дошкольном образовательном учреждении на логопедическом пункте  мы разработали краткосрочный проект « Как хорошо уметь читать». Гипотезой проектаявилось предположение о том, что данный проект повысит интерес детей к книге, чтению при дошкольном образовательном учреждении на логопедическом пункте. Исходя из цели и гипотезы проекта, мы поставили перед всеми  участниками проекта задачи,которые были успешно решены во время проекта.

Делая общий вывод, можно отметить, что проектная и исследовательская деятельность является важным условием преемственности дошкольного и начального общего образования, так как способствует формированию и совершенствованию предметных, личностных и метапредметных результатов развития каждого ребёнка.

Итогом проектной деятельности явились: участие в Муниципальном конкурсе «Мой проект» с проектом «Самые классные гласные» (3 место); участие во Всероссийском конкурсе «Изумрудный город» с проектом «Самые классные гласные» (1 место); участие в Международном конкурсе «Изумрудный город» с проектом «Гласные прекрасные» (1 место); участие в Международном конкурсе «Педагогика XXIвека»с проектом «Как хорошо уметь читать» (1 место).

В 2018-2019 учебном году проектная деятельность в условиях логопункта продолжается. И в октябре-ноябре был успешно реализован проект «Мой послушный язычок», итогом которого явилось участие во Всероссийском конкурсе «Изумрудный город» номинация «Логопедическая помощь в ДОУ» (1 место) и Всероссийском конкурсе «Педагогика XXIвека» в номинации «Организация работы с родителями: формы и методы эффективного взаимодействия» (1 место).

В январе – феврале 2019 года планируется проект «Говорю правильно».

Максимова И.А.,

учитель-логопед