Детский сад 69 Миасс - Социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевых игр в соответствии с ФГОС ДО >>

Фотоальбом

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

Похлебухина В.В.

МБДОУ № 69

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский

                                                                                                    

     Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, и в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает. В то же время ребенок по-прежнему ориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит сочинять, рассуждать, фантазировать, радоваться и обязательно играть.

Мы пришли к выводу, что приобрести социальный опыт поможет детям сюжетно – ролевая игра. Перед нами стала задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.

В соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом  дошкольного  образования (ФГОС ДО)  (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября  2013 г. N 1155 г. Москва),  решение  программных  образовательных  задач  осуществляется  в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности  детей  в рамках организованной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов.  Основной формой работы с детьми является игра - ведущий вид детской деятельности.

Одним из направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачами социально – коммуникативного развитияявляются следующие:

1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.

4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.

5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.

В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, целью нашей работы является: создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование  у ребёнка межличностных отношений в процессе сюжетно - ролевых игр.

Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду.  Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот.

Образовательная программа  МБДОУ№69 построена на основе программы Л.А Венгера, где большое внимание уделяется сюжетно- ролевым играм. К трем годам дети овладевают азами сюжетной игры -  условными предметными действиями. Действия с предметами «понарошку» подготавливают возможность понимания ребенком того, что и он сам может быть в игре кем-то иным-мамой , доктором и т.п. Трехлетний ребенок уже способен овладеть ролью - более сложным способом построения игры. Ролевое поведение в игре охватывает широкий диапазон процессов – от непосредственного подражания кому-то до осознанного принятия роли, включения ее в разнообразные связи с другими ролями. Овладения ролью успешнее происходит при целенаправленном формировании способов игры у детей. Основные задачи воспитателя при работе с детьми четвертого года жизни – сформировать у них умения принимать и словесно обозначать игровую роль, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером – взрослым, а затем сверстником. Эти задачи воспитатель решает, играя вместе с детьми, занимая в игре позицию равного заинтересованного партнера.

Первоначально игра развертывается таким образом, чтобы выделить для детей роль и реализующие ее действия. Воспитатель обозначив свою игровую роль, осуществляет связанный с ней ряд игровых действий- например, как  «доктор» лечит мишку («Я доктор. Полечу мишку. Поставлю ему градусник….Дам лекарство..») – и предлагает  ребенку тоже «полечить» свою куклу и т.п. Через 2-3 месяца после такой предварительной работы воспитатель переходит к решению основной задачи года - формированию у детей умений взаимодействовать с партнером в соответствии с игровой ролью. При формировании умений вступать в ролевое взаимодействие воспитателю целесообразно использовать в качестве опоры для игры однотемные  двухперсонажные сюжеты с взаимодополнительными ролями, где ребенка очевидна их тесная смысловая и функциональная  взаимосвязь, уже сама по себе вызывающее ролевое взаимодействие (доктор-пациент, продавец- покупатель, шофер – пассажир и т.п.).

В работе с детьми воспитатель использует двоякую тактику:

1)    Сам вовлекает ребенка в игру, взяв на себя какую-либо игровую роль и предложив подходящую по смыслу роль ребенку;

2)    Подключается к уже возникшей игре ребенка, подбирая себе подходящую роль.

В обоих случаях, играя с детьми, взрослый активно использует ролевую речь, смещая игру в плоскость ролевого диалога.

Воспитатель  опирается на интересы каждого из детей, развертывая в игре близкую им тематику (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте и т.п.), а также используя мотивы привлекательных для детей сказок и литературных произведений (« Теремок», « Колобок», « Волк и семеро козлят», « Айболит» и т.п.).

Педагог поддерживает возникающую у детей самостоятельную игру (индивидуальную и в паре со сверстником), попытки детей подбирать атрибуты для роли, недостающие предметы для дополнения игровой обстановки; показывает детям, как можно использовать для игры крупный настольный строительный материал, природный материал (песок, снег, воду и т.п.).

Работу с менее развитыми детьми воспитатель начинает с формирования у них умений осуществлять условные игровые действия, используя сюжетные игрушки, предметы-заместители  (палочка-градусник, ложка и т.п.).

         Анализ ответов, проведённой с родителями анкеты в начале года, помог выяснить ряд вопросов, по которым нужно дать разъяснения родителям, наметить план работы. В группе оформили стенд «Играют дети». Провели и рекомендовали ряд консультаций: «Малыши начинают играть», «Малыши и его игрушки», «От скуки на все руки». «Играйте вместе с детьми». Вся эта работа способствовала развитию у родителей интереса к игровой деятельности детей.

В это же время,  с детьми, проводились показы – инсценировки, например, такие  как «Одевание куклы после сна», «Кошка, собачка, козлик играют» и т.д.

На данном возрастном этапе велась работа по ознакомлению с окружающим миром, что способствовало обогащению содержания игр и нацеливало детей на постановку разнообразных игровых задач.

В связи с новой социальной ситуацией развития дошкольнику становится интересным мир, в котором живут взрослые, - это трудовая деятельность, отдых, семейные дела и многие другие жизненные события. Включиться непосредственно в жизнь взрослых ребенок еще не может, он это делает опосредованно в игровой деятельности.

    Как же воспитатель должен осуществлять функции руководства игрой в старшем дошкольном возрасте? Какие педагогические средства использовать?

Существует несколько технологий игры:

  • Технология игры Михайленко Н.Я, Короткова Н.А;
  • Технология С. Л. Новоселовой и Е. В. Зворыгиной;
  • Технология Н. Ф Тарловской;
  • Технология Л.П. Князевой, Л.В. Коломийченко;
  • Технология Н.В. Краснощёковой;
  • Другие авторы

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

При организации сюжетно-ролевых игр большое внимание уделяется организации развивающей предметно-пространственной среды.

Принципы построения и размещения игровых зон определяется в соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой ДОУ.  Развивающая предметно-пространственная среда (РППС)  создаётся педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:

  • Содержательно - насыщенной - включать средства обучения, материалы, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которое позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей;
  • Трансформируемой - обеспечить возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
  • Полифункциональной- обеспечить возможность разнообразного  использования составляющих РППС например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
  • Доступной- обеспечивать свободный доступ воспитанников ( в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • Безопасной – все элементы РППС должны соответствовать  требованиям  по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как СанПиН и правила пожарной безопасности.

Элементы РППС (игрушки, оборудование и другие материалы) не должны:

  • Провоцировать ребенка на агрессивные действия;
  • Вызывать у него проявления жестокости  по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать  играющие партнеры (сверстники, взрослые);
  • Провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
  • Вызывать у ребенка нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки его возрастной компетенции;
  • Провоцировать ребенка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

 В процессе работы были оформлены центры для игр «Врач», «Магазин», «Парикмахерская», «Автобус», «Строитель»,  которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры.

Положительных результатов в работе можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащение их знаниями об особенностях игровой деятельности малыша.

            В заключении хочу отметить, что систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через сюжетно - ролевые игры способствуют улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме. Считаем, что выбранное нами направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.

Список использованной литературы:

  1. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя/ Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 96 с.
  2. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Младшая группа/Под. Ред. О.М. Дьяченко. – М.: Издательство ГНОМ. Д. 2000. – 96 с.
  3. Краснощёкова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста/ Н.В. Краснощёкова. – Ростов н/Д.: Феникс