Детский сад 69 Миасс - Развитие конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством работы с конструктором ЛЕГО >>

Фотоальбом

РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ С КОНСТРУКТОРОМ ЛЕГО

Минлибаева И.В.

Воспитатель МБДОУ № 69

Актуальность темы обусловлена необходимостью с дошкольного возраста готовить детей к жизни, т. к. мы живем в век  научно – технической революции. И жизнь во всех ее направлениях становится разнообразнее и сложнее, чем дальше, тем больше требует от человека не  привычных шаблонных  действий, а подвижности ума, мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет очень серьезные требования к ним. Сегодня обществу необходимы социально активные, творческиеи самостоятельные  люди, способные к саморазвитию. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту ребенок должен овладеть определенными целевыми ориентирами, которые он может приобрести в результате освоения основной образовательной Программы дошкольного образования.

Обратим внимание на образовательную область «Познавательное развитие», которая включает в себя раздел «Конструирование».Он направлен на достижение цели –  развитие конструктивных способностей детей через решение следующих задач:

  • формирование у детей познавательной и исследовательской активности, стремление к умственной деятельности;
  • развитие мелкой моторики рук, эстетического вкуса, конструктивных навыков и умений.  

Конструирование значительным  образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой моторики, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, высоту, длину предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе непосредственно образовательной деятельности идет работа над развитием интеллекта, воображения, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию  логического мышления и пространственных отношений. Обучающиеся учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать, работать в коллективе. Конструируя постройку или поделку, дети мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности. Речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (кирпичик,  лапка, горка, клювик и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко; дети упражняются в правильном употреблении понятий (длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий, большой - маленький), в точном словесном указании направления (над - под, вправо - влево, вниз - вверх, вид спереди, сверху, сбоку).

Конструктивная деятельность - это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Одной из разновидностей конструктивной деятельности в рамках дополнительного образования является создание 3Dмоделей из ЛЕГО-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. ЛЕГО  - конструирование способствует формированию умения учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности. Конструкторы  ЛЕГО зарекомендовали себя как образовательные продукты во всем мире. Это поразительно яркий, безопасный, трансформируемый и полифункциональный материал позволяющий предоставлять большой простор для познавательно - исследовательской, социально-коммуникативной и игровой деятельности дошкольников. ЛЕГО используют как универсальное наглядное пособие и развивающие игрушки. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук. Что особенно важно для обучения детей в современном мире. Разнообразие конструкторов ЛЕГО позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций - умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширять активный словарь. С ЛЕГО дети учатся, играя.

Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Обучающиеся конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи. Конструктор ЛЕГО помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться.

Конструирование из ЛЕГО, как и конструирование из других видов конструктора можно разделить по формам организации занятий.

Конструирование по образцу

Заключается в том, что детям предлагают образцы построек и показывают способы их воспроизведения.Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность-важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

Конструирование по модели

Это более сложный вид конструирования. Обычно этот вид применяется уже после конструирования по образцу. Детям демонстрируется готовое изделие, но не сам способ изготовления. Предлагаются  материалы, инструменты и творческая задача изготовить нечто подобное самостоятельно.

Конструирование по условиям

При этой форме работы детям описываются  характеристики объекта, но наглядная модель не приводится. Определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Например,  построив домик из строительного конструктора, предлагается построить гараж по соседству с этим домиком. Задаются условия: большие ворота, подъездная дорожка, площадь для размещения игрушечной машинки. Дети решают самостоятельно, как будет выглядеть объект, но они должны обязательно выполнить заданные воспитателем требования к строению. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам

В этом случае конструирование объекта идёт по схематическому рисунку с устными пояснениями воспитателя. Эта форма учит детей понимать, что на плоском схематическом изображении лежит отражение объёмного объекта, учит читать схемы и понимать соотношения схем и объектов (масштаб, пропорции и т. д.). В процессе работы с большой вероятностью могут возникнуть затруднения, связанные с пространственным ориентированием и сложностью этой формы конструирования, поэтому следует начинать  с простых схем, заранее подготовленных несложных шаблонов, попутно разъясняя детям новые геометрические понятия и взаимосвязи.

 Конструирование по замыслу

Обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма –не средство обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раньше.

Конструирование по теме

Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек,выбирают материал и способы их выполнения.Эта достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характер конструированию по замыслу- с той лишь разницей,что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений.

Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. ЛЕГО - конструирование является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности: трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.

Совместная  деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе: умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.).

В нашей группе основной формой работы с конструкторами ЛЕГО является совместная и самостоятельная деятельность. Детям особенно нравится создавать различные автомобили, различные сказочные модели, которые могут летать и плавать. В развивающем центре «ЛЕГО» дети сами организовали выставку, где каждый день появляются новые постройки. В нашем детском саду сложилась добрая традиция организация ежегодной выставки поделок выполненных детьми. Лучшие проекты мы представляем на муниципальный конкурс по ЛЕГО - конструированию: «Зимние олимпийские игры и конструкторы ЛЕГО» 2014г.; «Детские книги и конструкторы ЛЕГО» Проект «По следам волшебных лепестков» ( В.Катаев «Цветик-семицветик») 2016 г.;  «Уральские сказы и конструкторы ЛЕГО» П.Бажов «Серебряное копытце» 2017г.; «Наша Родина Россия - Заповедные места» проект «Байкальский заповедник»2018 г.

Конструкторы ЛЕГО используются нами не только для конструирования, но и в других видах деятельности, например  - двигательной, речевой, познавательной. Пример использования конструктора в образовательной деятельности:

ЛЕГО на голове

Материал: кирпичик ЛЕГО.

Цель: развитие ловкости, координации движения.

Правило: ребенок кладёт на голову кирпичик ЛЕГО. Остальные дети дают ему задания. Например: Пройти два шага, присесть, поднять одну ногу, постоять на одной ноге, покружится. Если ребенок выполнил три задания и у него не упал кирпичик с головы, значит, он выиграл и получает приз.

Игра «Светофор»

Цель: закреплять значение сигналов светофора; развивать внимание, память.

Правило: Педагог - «светофор», дети - «автомобили». Педагог показывает кирпичик красного цвета, «автомобили» останавливаются, желтый - приготавливаются, зеленый - едут.

«Общеразвивающие упражнения» на занятиях по физической культуре. Игры «Городки», «Сбей кирпичик ЛЕГО». На НОД по изобразительному искусству «Обведи и нарисуй». «Выложи столько же», «Сосчитай», «Реши пример», «Придумай задачу»  - на НОД по математике.

Таким образом, конструкторы  ЛЕГО помогают нам в решении программных задач: развивают познавательные и творческие способности (восприятие, мышление, воображение), художественные и конструктивные способности детей.

Список использованной литературы

1. Фешина Е.В. «Lego -конструирование в детском саду»- М.: ТЦ «СФЕРА», 2012г.  

2. Комарова Л.Г. Строим из Lego (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego). – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001г

3.Лиштван З.В. Конструирование: Пособие для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 1981.

4.Научно-методический журнал ‘’Дошкольное воспитание’’ 12/2014 г. стр.83

5.http://dosholnik.ru.