Детский сад 69 Миасс - Мастер-класс «Изготовление музыкальных инструментов из бросового материала для шумового оркестра и сочинению сказок-шумелок» >>

Фотоальбом

Мастер-класс

по изготовлению музыкальных инструментов из бросового материала для шумового оркестра и сочинению сказок - шумелок.

Осипова Наталья Серафимовна

Музыкальный руководитель

Цель: 

развитие у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей.

 Развитие ритмического чувства, мелкой моторики рук. Способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на ударно-шумовых музыкальных инструментах.

         В процессе игры на детских шумовых инструментах решаются следующие задачи:

  • знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приемами игры на них;
  • формирование представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности;
  • пробуждение интереса к творческому музицированию и инструментальной деятельности;
  • развитие музыкальных способностей дошкольников , коллективных навыков игры;
  • формирование художественного вкуса.

 

Формы работы с шумовыми инструментами

 1. Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам

 2. Импровизация звуковых картин на заданную тему

3.Звуковая иллюстрация стихов  и сказок – шумелок.

Ход:

Таинственный и манящий мир звуков окружает малыша с раннего детства. Как помочь маленькому человеку состояться в мире музыкальных звуков? Учение для дошкольников должно быть не только легким и приятным времяпровождением, но и интересным.

Музыкальные инструменты для детей всегда остаются чудесными, необыкновенными притягательными предметами, на которых очень хочется сыграть. Ведь инструмент для детей – символ музыки, а тот, кто играет на нем – почти волшебник. Самым излюбленным видом детского оркестра является оркестр из самодельных музыкальных инструментов, который позволяет включить всех детей в музицирование.  Использование самодельных инструментов и бытовых предметов в педагогической практике не только вносит столь необходимую детям увлекательность, оно важно и с методической точки зрения. Они развивают изобретательность, ассоциативность и вариативность мышления, способствуют обогащению музыкального слуха, особенно его темброво-ритмического компонента. Практикой доказано, что дети, которые были замкнуты, благодаря игре на самодельных музыкальных инструментах раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельными, могут выступать перед большим количеством людей, активно принимают участие во всех видах деятельности  

Так что же такое шум?

 Шум — беспорядочные непериодические колебания звучащего тела.

 В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты.

 К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д., а шумовые оркестровые инструменты -это устройства для получения шумов, которые создают определенный ритмический и тембровый колорит.

 Как Вы думаете, какие инструменты можно отнести к шумовым оркестровым?

 К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука: барабаны, гонг,  тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты и т.д.

 Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать.

Вот то, что всегда может оказаться под рукой: жестяные и пластиковые банки с сухим рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Всевозможные трещотки, расчески, детские погремушки. Связки ключей. Мешочек с орехами - чудесный шорох. Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.) Деревянные кубики, брусочки. Катушки от ниток. Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них и многое другое.  На столе находятся разные шумовые инструменты. Возьмите пожалуйста себе по одному. Внимательно рассмотрите и попробуйте описать из чего он сделан и как его использовать.

Сегодня нам  хотелось рассказать о музыкальных  инструментах, которые можно изготовить из бросового материала, очень быстро. На него не нужно много затрат. Наполнитель может быть разный: крупы, бусы, крупный песок. Это зависит от того с каким звуком вы хотите изготовить музыкальный инструмент. Хочется поделиться опытом изготовления ярких и самобытных инструментов для детского музицирования.

«Шуршунчики»

. Цветные пластиковые «киндер-сюрпризы» наполняются фасолинками, горошинами, семечками или бусинками и т. п. Чтобы превратить «шуршунчик» в «погремушку», с одной стороны «киндер-сюрприза» проделывается отверстие для палочки-держалочки. Для разнообразия тембра наполнителем погремушки можно использовать крупу.

"Звонарики"

 Металлические баночки с металлическими подвесками закрепленные к крышке. или

 Для удобства нужно изготовить стойку в виде буквы П и подвесить ключи. Ударным инструментом может служить гвоздь, ложка или палочка (может подойти деревянный или пластмассовый молоточек). Вместо стойки можно взять плечики для одежды.

«Хлопушки»

 Вдвое сложенный картон из-под лампочек. На обе внутренние стороны картона наклеить металлические крышки от пивных бутылок. Звук извлекается путем сжатия чудо-кастаньеты в ладони ребенка.

 Трещотка

 Описание: Деревянные или пластмассовые детали от пирамидки собранные на резинку. С двух сторон резинка завязана петлей. Растягиваем, как будто играем на гармошке.

«Барабан»

Прекрасная ударная установка получается из набора кастрюль, крышек и деревянных палочек. В качестве последних подойдут карандаши, деревянные ложки, кисточки. Можно также выточить специальные палочки для начинающего барабанщика из дерева. Как видно из фото, сделать подобные ударные музыкальные инструменты своими руками достаточно просто. Для красоты можно даже придумать специальную эмблему и украсить ею каждый предмет. Для «тарелок» подойдут металлические крышки, укреплённые на подставке. Кстати, рядом с кастрюлями будут замечательно уживаться металлические ведра, кружки, миски, тазики. Главное в этом деле – подобрать ёмкости различного размера, которые способны издавать разные звуки.

Бубен

Часто в детских музыкальных инструментах присутствуют колокольчики и бубенчики, которые красиво звенят. Можно навесить их на пустой цилиндр от бумажных полотенец или по краям скреплённых вместе одноразовых тарелок. Складывать последние лучше всего асимметрично. Раскрасив ярко сделанные таким образом инструменты, можно использовать их в шумовом детском оркестре.

Свистульки и дудочки

 Легко и просто сделать детские музыкальные инструменты своими руками, которые производят звуки, когда исполнитель дует в них. Их делают из полых стеблей травинок, коры веточек, пластиковых ручек, трубочек от коктейлей. Если последние срезать по диагонали на разной длине, то можно получить свистульки, издающие разный звук.

 Получаются свистульки и из стручков фасоли, гороха или акации. В детстве каждый хотя бы раз, но «играл» на таком музыкальном инструменте. Умельцы изготавливают дудочки из дерева, вырезая в полых трубочках дырочки-отверстия. Но тут уж требуется особое мастерство

Можно изготовить самодельные музыкальные инструменты своими руками практически из ничего. Вот, например, крышка от пластиковой бутылки, на которую натянут кусочек резины, вырезанный из лопнувшего воздушного шарика, станет увлекательной игрушкой для ребёнка. Можно в качестве свистульки использовать и пустые пузырьки. Если во входное отверстие дуть сверху вниз, прикладывая ёмкость только к нижней губе и держа её вертикально, можно издавать удивительные звуки! Музыканты меняют наклон «инструмента», расстояние между губами и отверстием пузырька, силу выдувания воздуха, и на свет рождаются различные мелодии.

«Литрофон», или «поющие бутылки»

Сегодня всё чаще на сцену выходят исполнители с такими интересными инструментами, что только диву даешься! И из чего только они их не делают! Изготовить необычные музыкальные инструменты своими руками можно, например, из бутылок или фужеров, наполнив их водой. Различных высот издаваемых звуков добиваются за счет количества наливаемой жидкости, материала изготовления посуды, изменения объёма ёмкости. Чем меньше налито воды, тем тоньше звук. Для красоты и удобства жидкость подкрашивают.

         Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок.  Подыгрывание на музыкальных инструментах  при рассказывании  даже самой простой, давно известной ребёнку сказки откроет  увлекательный  мир музыкального творчества. Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать родители без специальной методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.

Но все-таки, выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.

         Первое время ребёнку лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых инструментов – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения.

 Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.

         Благодаря использованию инструментов история или сказочка становиться более интересной и яркой.

 Перед сказкой раздайте инструменты с учётом возможностей ребенка, можно также предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание.

         Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.

         Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

         Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.

         Также мимикой и жестами можно подсказывать ребенку громкость и скорость игры.

 Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу .

         Ребенок должен постепенно запомнить названия инструментов, узнавать звучание.

         А сейчас мы  сами попробуем озвучить небольшое произведение

Мышиная история.

 Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.

  ( барабан)

 И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.(Звонарики)

 Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.

 Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.

 Они грызли орешки,

 (деревянные ложки, кубики)

 грызли зёрнышки

  ( расчёска)

 И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.(маракасы - превращалки)

 Особенно они любили лакомиться сладкими корешками. (шуршим бумагой и пакетами)

 А снаружи на землю каждый день падал снег(звучащие ключи)

 Шумел ветер,(дудим в бутылку)

 И над мышиными норками намело большой-большой сугроб.

 Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.

  (или барабаним пальчиками по пустой коробке)

Трусливый заяц

 Жил-был в лесу заяц-трусишка.

 Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит! (шуршалки)

 Испугался заяц и бежать. (барабаним пальцами)

 Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть. А дятел на сосне как застучит! (стучим кубиками)

 Бросился заяц бежать. (барабан)

 Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает! (трещётки)

 Побежал заяц из леса к речке. (барабан)

 А на берегу речки лягушки сидели. (гусли из карандашей)

 Увидели они зайца и прыг в воду. (звонарики)

 Обрадовался заяц, что лягушки его испугались - и смело поскакал обратно в лес.