Детский сад 69 Миасс - Консультация «Мини-музеи в детском саду» >>

Фотоальбом

Мини - музеи в детском саду.

Стретинская М.Л.

Старший воспитатель МБДОУ № 69

         Что такое музей, что понятно. Но что такое мини -  музей? Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, раздевалки, коридора, изостудии и т.д. Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, мини музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. Важно, чтобы в их создании принимали участие сами ребята, их мамы, папы, бабушки и дедушки, братья и сёстры. Именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции.

         Мини - музей в детском саду является интерактивным, так как содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать, играть с ними. Эта особенность очень привлекает детей, обучение становится более эффективным. Мини - музей для ребёнка – это что-то своё, родное, так как дети принимают участие в его создании. Они с гордостью показывают экспонаты, принесённые из дома, и рассказывают о них. Собрание коллекций – дело увлекательное, и потому в мини музеях может быть немало экспонатов, принесённых воспитателями по собственной инициативе.

         Тематика мини - музеев может быть различной. Чаще всего в детском саду организуются мини музеи, посвящённые определённому предмету, объекту природы или явлению на основе использования метода системного подхода.

Использование системного оператора, несмотря на сложную терминологию, доступен для понимания и применения дошкольниками (этот метод активно используется в программах ТРИЗ и РТВ и подробно описан А.М. Страунинг в пособии «Методы активизации мышления дошкольников»).

Цели и задачи мини - музея:

  • реализация направления «Музейная педагогика»;
  • обогащение развивающей предметно-пространственной среды ДОУ (РППС);
  • расширение кругозора дошкольника;
  • развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
  • формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
  • формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
  • развитие творческого и логического мышления;
  • формирование активной жизненной позиции, позитивной социализации.

Где расположить мини - музей?

У любого места расположения мини - музея есть свои плюсы и свои минусы. Идеальных условий нет ни в одном варианте.

Групповое помещение. Положительное:Материалы мини - музея можно выкладывать по мере получения новой информации; можно в любое время обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию могут рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для режиссёрских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком. Минусы:постоянный доступ к музею получают дети только одной группы; удалённость от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по темам музея; родители детей других групп не имеют полного представления о работе детского сада.

Раздевалка. Вариант размещения мини - музея в раздевалке имеет такие же преимущества, что и музей в групповой комнате. Кроме того, у детей появляется возможность общения с родителями по теме музея. Недостатки – те же.

Помещение для дополнительных занятий идеально подходят для размещения некоторых видов мини - музеев. Например, в изостудии, уместен мини - музей образцов какого–нибудь вида декоративно-прикладного искусства: дымки, гжели, городца. Но любая изостудия и так насыщена предметами такого рода. И для того, чтобы музей не сливался с общим фоном, выделялся и привлекал внимание, педагогу необходимо проявить большие дизайнерские способности.

Холлы. В этом варианте мини - музеи находятся в общедоступных местах, что даёт возможность посещать их в любое удобное для воспитателя время; рассматривать экспозицию могут все родители, в том числе и индивидуально со своими детьми. Минус: открытый и бесконтрольный доступ к музею ограничивает возможность представления в нём редких и ценных  экспонатов.

Как оформить мини - музей?

Внимание детей дошкольного возраста ещё недостаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью и неустойчивостью. Поэтому эффективность работы в музее будет зависеть от расположения экспонатов, от степени привлекательности для ребёнка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

В одной плоскости лучше всего смотрятся коллекции, то есть предметы одного наименования. Однако в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Чтобы решить эту проблему можно использовать строительный материал: из крупных строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике можно выстроить разноуровневые подставки, скрепить их между собой скотчем и красиво задрапировать тканью.

Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:

  • размещение  материала на настенных полочках;
  • использование ширм;
  • использование стендов;
  • размещение мелкого материала на сухих ветках  или искусственных ветках деревьев и т.п.

Как использовать в работе с детьми и родителями?

Мини - музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий. Длительное стояние на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога.

Целесообразно разбить всю информацию на несколько подтем и проводить беседы – пятиминутки. Но если педагог удерживает внимание детей в достаточной мере, то за один подход можно рассмотреть сразу несколько тем.

Если дети обращают внимание на другие стенды, не входящие в планы педагога, можно использовать такой тактический ход: слова воспитателя «Об этом мы поговорим в следующий раз. Но я предлагаю вам самим посмотреть внимательно и догадаться о чём хотели вам рассказать». В ответ на детские вопросы и предположения говорит: «Об этом мы поговорим в следующий раз». Если дети самостоятельно определились в новом материале, в следующее посещение музея выбирается экскурсовод из самых активных детей по конкретному разделу.

Можно предложить подойти к интересующему детей разделу вместе с родителями и рассказать на следующий день о том, что узнали, остальным детям.

Литература:

Рыжова Н.А. и другие. Мини-музеи в детском саду/Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. – М.: Линка-Пресс, 2008.