Детский сад 69 Миасс - Алгоритм создания музыкальной сказки детьми

Фотоальбом

Алгоритм создания музыкальной сказки детьми

 

Осипова Н.С.

МБДОУ № 69

 

    В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10—15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограниченны, а игры однообразны. Кроме того, в последнее время многие дошкольники не посещают детские сады, а куклы Барби, телефоны и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка — это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский).

Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств — музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Учитывая вышесказанное, педагоги нашего детского сада много внимания уделяют театрально-музыкальной деятельности. Они не только помогают музыкальному руководителю обучать детей актёрскому мастерству, но и сами ставят небольшие спектакли.

Наш детский сад работает по программе  Венгера «Развитие». Данная программа предусматривает знакомство  детей с моделированием. В музыкальном  воспитании мы тоже часто используем модели и алгоритмы, а также ТРИЗ.  Каждый год воспитанники нашего детского сада участвуют в показах музыкальных сказок. Поэтому предварительной работе по созданию таких спектаклей мы уделяем много времени. Проанализировав всю работу за два года, мы выявили некоторые закономерности и поняли, что здесь на помощь педагогу может прийти алгоритм создания музыкальной сказки.

Цель создания такого алгоритма – найти оптимальный вариант последовательности разработки музыкальных  сказок  детьми.

Задачи:

  • Развивать художественный вкус.
  • Сформировать устойчивый интерес к театральному искусству.
  •  Развивать актерские и коммуникативные навыки.
  •  Стимулировать развитие психических процессов: внимание, речь, мышление, воображение, память.
  •  Воспитывать коллективизм, товарищество, умение взаимодействовать с
    окружающими людьми.

Работа строится по трём направлениям: с детьми, с педагогами, с родителями.

Формы работы с детьми:

  • Познавательная деятельность (экскурсии в детскую школу искусств, рассматривание иллюстраций, репродукций театральных сказок, просмотры телепередач, дисков и кассет с музыкальными сказками).
  • Игровая деятельность: (сюжетно-ролевые игры: «Поход в театр», «Мы – артисты», «Меняем сюжет».
  • Театрально-музыкальная деятельность: (упражнения и этюды, действия с воображаемыми предметами, музыкально-пластические импровизации, мини-постановки, «Музыкальная гостиная», презентации «Душа музыки – мелодия», «Музыка и настроение», «Как появляется музыка» и др.

Формы работы с педагогами:

  • Цикл консультаций «Творчество русских композиторов-классиков» (П. Чайковский, М. Глинка, Д.Кабалевский).
  • Индивидуальные  практические занятия «Синтетические занятия музыкой, театром, живописью».

Формы работы с родителями:

  • Консультации: «Театр в жизни ребёнка», «Маленькие артисты».
  • Открытые занятия.
  • Создание музыкальной библиотеки в группах.
  • Походы в театр.

Данное пособие состоит из четырёх моделей (четырёх этапов) создания спектакля. Знакомясь с очередным этапом, дети коллективно придумывали для него соответствующую модель. В каждом этапе мы определили задачи, которые тоже были замоделированы детьми.

1 ступенька (подготовительный этап)

1задача:

 Активизировать и развивать у детей интерес к миру сказок через чтение, просмотр фильмов, посещение театров, прослушивание музыкальных произведений на сказочные темы.

2 задача:

         Учить дифференцировать звуки окружающего мира. Развивать ассоциативное мышление при восприятии звуков окружающего мира.

3 задача:

 Использовать элементарное музицирование для передачи чувств и эмоций, характеров и настроений с использованием инструментов и инструментов заместителей для передачи характерных чувств.

4 задача:

Создавать из имеющихся в ближайшем окружении предметов атмосферу сказки.

2 ступенька (сказка начинается)

1 задача:

Принимать коллективное решение, т.к. сказка – это коллективная работа. (Выбор произведения)

2 задача.

Развивать слуховое внимание. (Знакомство с музыкальным оформлением спектакля.)

3 ступенька (знакомство с героями сказки)

1 задача:

Побуждать ребёнка к проявлению воображения  и фантазии, развитию памяти,  познавательных способностей.

2 задача:

Развивать чёткость и выразительность сценической речи.

3 задача:

Мимическое решение образа.

4 задача:

Пластическое решение образа.

5 задача:

Развивать музыкальные способности (динамический слух, гармонический слух, чувство ритма и др.)

4 ступенька (обживаем сцену)

1 задача:

Учить ориентироваться в любом пространстве, взаимодействуя с декорациями и реквизитом.

2 задача:

Упражнять в составлении мизансцен.

На каждом этапе (ступеньке) мы определили методы и приёмы обучения, соответствующие задачам этого этапа. Например:

1 ступенька (подготовительный этап)

1 задача.

Методы и приёмы:

Чтение р.н .сказок, чтение сказок других народов, рассматривание иллюстраций, прослушивание и просмотр аудио и видео материалов, посещение театра с родителями, использование стихов, отрывков литературных произведений, моделирование персонажей, моделирование сюжета сказки, игра со светом, использование зеркального шара, цветомузыка, аромолампы, аквариум.

2 задача.

Методы и приёмы.

Прослушивание аудио кассеты «Мир звуков – образы и настроения» А.И.Бурениной,

исследовательские игры:  «Что слышно?», «Слушай звук», «Кого сегодня нет», «Как звучит дерево?», «Как звучит вода?»,

 игры для настроя слухового аппарата:  «Кто что слышит», « Слушай звук»,

составление экологического оркестра,

игры на различение звуков, тембра: «Мы в лесу» - шелест, шорох, птицы, костёр. «Мы на море» - прибой, ракушки, ветер, чайки. «Мы шумим» - шумовые звуки. «Мы поём» - музыкальные звуки. «Осенние звуки» - игры по К.Орфу. «Игры с театральными шумами» (с помощью карточек) по А.И.Бурениной.

3 задача.

Методы и приёмы.

Освоение навыков игры на инструментах, использование ансамбля в различных спектаклях.

4 задача.

Методы и приёмы.

Для развития ассоциативного мышления используются игры: “Найди пару”, “Разведчик”, “Волшебный платок”, “Волшебная палочка”, “Маска, я тебя знаю”.

Использование предметов-заменителей.

Аналогично представлены методы и приёмы обучения к следующим ступенькам (этапам).

Логика построения работы показывает последовательность усложнения заданий и подведение детей к конкретному результату – выступлению. За последний год поставлены сказки:

 «Гуси-Лебеди»

«Заюшкина избушка»

«Снегурочка»

«Теремок»

«Цветик - семицветик»

          Интеграция разных видов искусства и художественной деятельности детей на основе взаимосвязи обобщённых представлений и способов действий обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей и одарённости детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

          Культура и искусство представляют собой систему знаково-символических форм, благодаря знанию  которых даже маленький ребёнок способен конструировать собственный мир. Но, не зная музыкальных знаков, музыкальных символов, ребёнок не сможет ориентироваться в музыкальном мире. Дети хоть и знакомятся с некоторыми музыкальными знаками, но этого недостаточно, чтобы воспринимать художественный язык разных видов искусства. Расширить знания детей помогают модели, пиктограммы, алгоритмы, которые обучающиеся придумывают сами в театральной деятельности, в игре.

Таким образом, для детей театр – игра, для родителей – праздник, для воспитателей – работа. Эта работа совершается для того, чтобы театр мог стать игрой и праздником.

Литература:

  1. О.П.Радынова «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации,  Москва , 1999 г.
  2. Т.Н.Девятова  «Звук-волшебник». Образовательная программа по воспитанию детей старшего возраста. ЛИНКА-ПРЕСС, Москва, 2006 г.
  3. О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». Москва, 2001 г.
  4. А.И.Буренина «Мир увлекательных занятий». Выпуск 1:Мир звуков, образов и настроений: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ЛОИРО, 1999.
  5. В, Жилин «Орф-урок», Екатеринбург, 1995 г.
  6. Т.Э. Тютюнникова «Бим! Бам! Бом!» Сто секретов музыки для детей. Выпуск 1: Игры со звуками. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, 2003 г.
  7. М.И.Чистякова «Психогимнастика» Москва, «Просвещение», 1990 г.
  8. М.Ю.Филимонова «Музыкальный театр в детском саду». Журнал «Музыкальный руководитель» №3 2015 г.
  9. С.Мерзлякова «Театрализованные игры – путь к детскому творчеству». Журнал «Музыкальный руководитель» №7 2008 г.
  10. Н.А.Горяева «Радость приобщения к творчеству», Журнал «Музыкальный руководитель» №5 2007 г.