Алгоритм создания музыкальной сказки детьми
Осипова Н.С.
МБДОУ № 69
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10—15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограниченны, а игры однообразны. Кроме того, в последнее время многие дошкольники не посещают детские сады, а куклы Барби, телефоны и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка.
Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.
У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка — это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский).
Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств — музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
Учитывая вышесказанное, педагоги нашего детского сада много внимания уделяют театрально-музыкальной деятельности. Они не только помогают музыкальному руководителю обучать детей актёрскому мастерству, но и сами ставят небольшие спектакли.
Наш детский сад работает по программе Венгера «Развитие». Данная программа предусматривает знакомство детей с моделированием. В музыкальном воспитании мы тоже часто используем модели и алгоритмы, а также ТРИЗ. Каждый год воспитанники нашего детского сада участвуют в показах музыкальных сказок. Поэтому предварительной работе по созданию таких спектаклей мы уделяем много времени. Проанализировав всю работу за два года, мы выявили некоторые закономерности и поняли, что здесь на помощь педагогу может прийти алгоритм создания музыкальной сказки.
Цель создания такого алгоритма – найти оптимальный вариант последовательности разработки музыкальных сказок детьми.
Задачи:
- Развивать художественный вкус.
- Сформировать устойчивый интерес к театральному искусству.
- Развивать актерские и коммуникативные навыки.
- Стимулировать развитие психических процессов: внимание, речь, мышление, воображение, память.
- Воспитывать коллективизм, товарищество, умение взаимодействовать с
окружающими людьми.
Работа строится по трём направлениям: с детьми, с педагогами, с родителями.
Формы работы с детьми:
- Познавательная деятельность (экскурсии в детскую школу искусств, рассматривание иллюстраций, репродукций театральных сказок, просмотры телепередач, дисков и кассет с музыкальными сказками).
- Игровая деятельность: (сюжетно-ролевые игры: «Поход в театр», «Мы – артисты», «Меняем сюжет».
- Театрально-музыкальная деятельность: (упражнения и этюды, действия с воображаемыми предметами, музыкально-пластические импровизации, мини-постановки, «Музыкальная гостиная», презентации «Душа музыки – мелодия», «Музыка и настроение», «Как появляется музыка» и др.
Формы работы с педагогами:
- Цикл консультаций «Творчество русских композиторов-классиков» (П. Чайковский, М. Глинка, Д.Кабалевский).
- Индивидуальные практические занятия «Синтетические занятия музыкой, театром, живописью».
Формы работы с родителями:
- Консультации: «Театр в жизни ребёнка», «Маленькие артисты».
- Открытые занятия.
- Создание музыкальной библиотеки в группах.
- Походы в театр.
Данное пособие состоит из четырёх моделей (четырёх этапов) создания спектакля. Знакомясь с очередным этапом, дети коллективно придумывали для него соответствующую модель. В каждом этапе мы определили задачи, которые тоже были замоделированы детьми.
1 ступенька (подготовительный этап)
1задача:
Активизировать и развивать у детей интерес к миру сказок через чтение, просмотр фильмов, посещение театров, прослушивание музыкальных произведений на сказочные темы.
2 задача:
Учить дифференцировать звуки окружающего мира. Развивать ассоциативное мышление при восприятии звуков окружающего мира.
3 задача:
Использовать элементарное музицирование для передачи чувств и эмоций, характеров и настроений с использованием инструментов и инструментов заместителей для передачи характерных чувств.
4 задача:
Создавать из имеющихся в ближайшем окружении предметов атмосферу сказки.
2 ступенька (сказка начинается)
1 задача:
Принимать коллективное решение, т.к. сказка – это коллективная работа. (Выбор произведения)
2 задача.
Развивать слуховое внимание. (Знакомство с музыкальным оформлением спектакля.)
3 ступенька (знакомство с героями сказки)
1 задача:
Побуждать ребёнка к проявлению воображения и фантазии, развитию памяти, познавательных способностей.
2 задача:
Развивать чёткость и выразительность сценической речи.
3 задача:
Мимическое решение образа.
4 задача:
Пластическое решение образа.
5 задача:
Развивать музыкальные способности (динамический слух, гармонический слух, чувство ритма и др.)
4 ступенька (обживаем сцену)
1 задача:
Учить ориентироваться в любом пространстве, взаимодействуя с декорациями и реквизитом.
2 задача:
Упражнять в составлении мизансцен.
На каждом этапе (ступеньке) мы определили методы и приёмы обучения, соответствующие задачам этого этапа. Например:
1 ступенька (подготовительный этап)
1 задача.
Методы и приёмы:
Чтение р.н .сказок, чтение сказок других народов, рассматривание иллюстраций, прослушивание и просмотр аудио и видео материалов, посещение театра с родителями, использование стихов, отрывков литературных произведений, моделирование персонажей, моделирование сюжета сказки, игра со светом, использование зеркального шара, цветомузыка, аромолампы, аквариум.
2 задача.
Методы и приёмы.
Прослушивание аудио кассеты «Мир звуков – образы и настроения» А.И.Бурениной,
исследовательские игры: «Что слышно?», «Слушай звук», «Кого сегодня нет», «Как звучит дерево?», «Как звучит вода?»,
игры для настроя слухового аппарата: «Кто что слышит», « Слушай звук»,
составление экологического оркестра,
игры на различение звуков, тембра: «Мы в лесу» - шелест, шорох, птицы, костёр. «Мы на море» - прибой, ракушки, ветер, чайки. «Мы шумим» - шумовые звуки. «Мы поём» - музыкальные звуки. «Осенние звуки» - игры по К.Орфу. «Игры с театральными шумами» (с помощью карточек) по А.И.Бурениной.
3 задача.
Методы и приёмы.
Освоение навыков игры на инструментах, использование ансамбля в различных спектаклях.
4 задача.
Методы и приёмы.
Для развития ассоциативного мышления используются игры: “Найди пару”, “Разведчик”, “Волшебный платок”, “Волшебная палочка”, “Маска, я тебя знаю”.
Использование предметов-заменителей.
Аналогично представлены методы и приёмы обучения к следующим ступенькам (этапам).
Логика построения работы показывает последовательность усложнения заданий и подведение детей к конкретному результату – выступлению. За последний год поставлены сказки:
«Гуси-Лебеди»
«Заюшкина избушка»
«Снегурочка»
«Теремок»
«Цветик - семицветик»
Интеграция разных видов искусства и художественной деятельности детей на основе взаимосвязи обобщённых представлений и способов действий обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей и одарённости детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Культура и искусство представляют собой систему знаково-символических форм, благодаря знанию которых даже маленький ребёнок способен конструировать собственный мир. Но, не зная музыкальных знаков, музыкальных символов, ребёнок не сможет ориентироваться в музыкальном мире. Дети хоть и знакомятся с некоторыми музыкальными знаками, но этого недостаточно, чтобы воспринимать художественный язык разных видов искусства. Расширить знания детей помогают модели, пиктограммы, алгоритмы, которые обучающиеся придумывают сами в театральной деятельности, в игре.
Таким образом, для детей театр – игра, для родителей – праздник, для воспитателей – работа. Эта работа совершается для того, чтобы театр мог стать игрой и праздником.
Литература:
- О.П.Радынова «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации, Москва , 1999 г.
- Т.Н.Девятова «Звук-волшебник». Образовательная программа по воспитанию детей старшего возраста. ЛИНКА-ПРЕСС, Москва, 2006 г.
- О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». Москва, 2001 г.
- А.И.Буренина «Мир увлекательных занятий». Выпуск 1:Мир звуков, образов и настроений: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ЛОИРО, 1999.
- В, Жилин «Орф-урок», Екатеринбург, 1995 г.
- Т.Э. Тютюнникова «Бим! Бам! Бом!» Сто секретов музыки для детей. Выпуск 1: Игры со звуками. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, 2003 г.
- М.И.Чистякова «Психогимнастика» Москва, «Просвещение», 1990 г.
- М.Ю.Филимонова «Музыкальный театр в детском саду». Журнал «Музыкальный руководитель» №3 2015 г.
- С.Мерзлякова «Театрализованные игры – путь к детскому творчеству». Журнал «Музыкальный руководитель» №7 2008 г.
- Н.А.Горяева «Радость приобщения к творчеству», Журнал «Музыкальный руководитель» №5 2007 г.