Детский сад 69 Миасс - Позитивная социализация дошкольников как условие социально-коммуникативного развития детей

Фотоальбом

Позитивная социализация дошкольников как условие социально-коммуникативного развития детей

 

Стретинская М.Л.

МБДОУ № 69

    Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в период дошкольного детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых качеств у детей. Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения, в соответствии с ФГОС, является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества.

Основной целью социально-коммуникативного развития является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.

Задачи  социально-коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО:

  • присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослым и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
  • формирование основ безопасности в быту, социуме, природе;
  • формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).

Основными направлениями реализации социально-коммуникативного развития дошкольников в ДОУ  является:

  • социализация, развитие общения, нравственное воспитание (развитие игровой  деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей;участие в мероприятиях локального, муниципального, областного, всероссийского уровней);
  • формирование основ  безопасного  поведения в быту, социуме, природе;
  • трудовое воспитание;
  • нравственно - патриотическое воспитание дошкольников;

Перспективы работы по всем направлениям отражены в образовательной Программе МБДОУ № 69 в обязательной части.Мы остановимся на социализации, а именно участие детей в мероприятиях разного уровня.Деятельность в этом направлении планируется в зависимости от объявляемых конкурсов как внутри детского сада (отражены в годовом плане ДОУ), так и внешних (муниципальных, городских и пр.).

Многие дети удивляют окружающих собственными способностями. Родители, любящие своего ребенка, считают его самым умным и талантливым.Участие в конкурсах для детей и родителей помогает все расставить на свои места.

Что дает участие в конкурсах:

  • дети приобретают новый опыт, получают возможность реализации своих способностей, шанс получить общественное признание своим талантам;
  • способ самореализации;
  • ощущение духа соревнования; 
  • формирование портфолио;
  • получение призов и подарков;
  • подготовка к участию в школьных олимпиадах и конкурсах.

Исходя из этого, ожидаемый результат  социально-коммуникативного развития:

  • развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру;
  • создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях;
  • формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
  • воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
  • приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;
  • развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
  • формирование коммуникативной компетентности ребёнка – развитие коммуникативных умений и навыков, связной речи и лексико-грамматических категорий;
  • формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

Большую роль в успешном социально-коммуникативном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей,  учителя-логопеда, музыкального руководителя, родителей (законных представителей).

Воспитатели формируют у детей представления о социуме,  самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальный руководитель помогают в создании утренников, драматизаций, в развитии у детей культурно-личностных отношений посредством включения в театрализованную деятельность. Учитель-логопед участвует в социализации личности ребенка с помощью развития связной речи,  активного словаря, лексико-грамматических категорий. Родители (законные представители), закрепляют с детьми полученные в детском саду знания, умения, навыки, дополняя и расширяя их.

На протяжении 2015-2016 учебного года обучающиеся МБДОУ № 69 приняли активное участие в конкурсах и мероприятиях разного уровня:

  • локального (внутри детского сада):

1.Фотоконкурс «Летний фотоальбом»

2.Конкурс рисунков «Мой любимый детский сад»

3. Конкурс поделок из природного материала «Природа дарит чудеса»

4. Конкурс новогодних рисунков и поделок «Ёлки-палки»

5. Фестиваль семейного творчества «Мы играем и поем, очень весело живем»

  • муниципального:

1. Муниципальный конкурс детского рисунка «Мой любимый детский сад» (2 победителя, дипломы)

2. Конкурс газеты «Глагол» «Подарок для любимой мамы» (3 работы, диплом за участие)

3. Поздравление Центральной детской библиотеки с 65-летним юбилеем (5 участников, u24.ru от 28.10.2015 г.)

4. Встреча с поэтом-земляком Р. Курамшиным (7 участников, сюжет на ОТВ-Миасс от 02.12.2015 г.)

5. Участие в концерте, посвященном закрытию года литературы (4 участника, сюжет на ОТВ-Миасс от 07.12.2015 г.)

6. Конкурс газеты «Глагол» «Символ года»  (4 работы)

7. Новогодние старты на призы Деда Мороза (9 место, грамота)

8. Презентация книги Р.Курамшина «Шесть малюсеньких котят» (9 участников).

9. Конкурс «Герои детских книг и конструкторы ЛЕГО» (команда 3 участника), грамота за 2 место

10. Турнир «Юный шашист» (команда 2 человека), грамоты за участие

11. Литературная акция «Назад в будущее» (к 110-летию А. Барто) – 8 участников (электронные свидетельства)

12. Презентация книги Р. Курамшина «Шесть малюсеньких котят» в Центральной детской библиотеке (9 участников – чтецов)

13. Творческий конкурс поделок «Аукцион игрушек» -  9 участников (электронные свидетельства)

14. МКУ КЦСОН – мероприятие в отделении дневного пребывания для пожилых людей с ограниченными возможностями (9 участников)

15. Муниципальный конкурс проектных работ детей дошкольного возраста «Мой проект» - 2 участника

  • всероссийского:

1. Всероссийский конкурс «Осенние фантазии» (4 победителя – 1 диплом 1 степени, 3 диплома 3 степени; 1 грамота за участие; 1 сертификат за участие)

2. Всероссийский дистанционный конкурс детских рисунков «Краски осени» (3 победителя, дипломы)

3. Всероссийский дистанционный конкурс новогодних рисунков и поделок «Елки-палки» (15 дипломов участникам)

4. Всероссийский дистанционный конкурс «Зимние фантазии» (дипломы 1 степени - 3 чел., диплом 3 степени – 1 чел., грамота призеру – 1 чел., участник – 1 чел (сертификат))

5. Всероссийский дистанционный конкурс «Волшебница-зима» (9 участников – дипломы)

ФГОС направлены на повышение качества и статуса дошкольного образования что соответственно, предусматривает профессиональное развитие педагогических работников, повышение их профессиональных и личностных компетенций, поэтому является актуальным участие педагогов в мероприятиях разного уровня:

  • Конкурс развивающих центров: «Играю-учусь, играю – тружусь» (центр ролевых игр, центр трудовой деятельности), конкурс детского сада;
  • Муниципальный конкурс «Методическая разработка» (Осипова Н.С., музыкальный руководитель);
  • Всероссийский дистанционный конкурс детских рисунков «Краски осени» (Стретинская М.Л., сертификат за предоставление детских конкурсных работ);
  • Всероссийский дистанционный конкурс новогодних рисунков и поделок «Елки-палки» (благодарности воспитателям Галяутдиновой Л.В., Кузнецовой Т.А., Талановой Е.И., Федоровой Е.Г., Тетюевой С.Г. за организацию творческих коллективов);
  • Всероссийский дистанционный конкурс «Волшебница-зима» (5 сертификатов);
  • Международный дистанционный конкурс «Методическая разработка». Универсальное пособие по музыкальному воспитанию «Музыкальная палитра», Осипова Н.С., музыкальный руководитель (диплом за II место).
  • 10 место в конкурсе сайтов Челябинской области.

Анализируя опыт педагогического сопровождения социально-коммуникативного развития дошкольников  в МБДОУ № 69 можно сделать следующие выводы:

  • социально-коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования;
  • дошкольный возраст - сенситивный период в социальном развитии человека;
  • комплексное взаимодействие педагогов, специалистов  и родителей способствует повышению уровня психологической компетентности участников педагогического процесса и благоприятно воздействует на детей.
  • в результате педагогического сопровождения социально-коммуникативного развития детей наблюдается тенденция увеличения количества воспитанников с высоким уровнем развития самосознания и самооценки, а также коммуникативных навыков. Отмечается оптимальный уровень психологического комфорта в детском коллективе ДОУ.

Таким образом, созданная модель стимулирования социально-коммуникативного развития дошкольников через участие в мероприятиях разного уровня в условиях реализации ФГОС ДО является эффективной и способствует динамике развития эмоционально-личностной сферы у дошкольников и, как следствие, позитивной социализации.

 

Литература:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.