Детский сад 69 Миасс - Организация работы по отбору содержания социализации

Фотоальбом

Организация работы по отбору содержания социализации  и оценивания социализованности  воспитанников в дошкольном учреждении.

Стретинская М.Л.

старший воспитатель

Современное общество диктует сложную социальную ситуацию развития ребенка. Существуют серьезные «риски развития»: снижение уровня соматического здоровья ребёнка и его статуса; «благополучных» детей становится всё меньше, в тоже время  возрастает число детей с трудностями развития, которые при этом не имеют каких-то особых отклонений и развиваются в пределах нормы; вымывание типично детских видов деятельности: игры, рисования, конструирования, восприятие драматических произведений; искусственная акселерация развития; проблемы детско-родительских отношений и семьи. 

Известно, что в дошкольном возрасте закладываются основные качества (свойства) личности. Возрастной интервал от 3-х до 7-ми лет – это инициальный период в становлении и оформлении личности. Это период, во время которого закладываются основы будущей социальной компетентности человека. В ребёнке создаётся первичный набор социальных компетенций, определяющих статус ребёнка в группе. Принципиально инновационным основанием для организации и содержания воспитания является принцип гендерности, который предполагает акцент в воспитании:

  • мальчиков – будущий отец, глава семейства, «добытчик», защитник;
  • девочек – будущая мать, хранительница «семейного очага», хозяйка дома, воспитательница детей.

Для отбора содержания образования мы воспользовались методикой Сергея Григорьевича Молчанова, которая позволила сформировать и сформулировать социальный заказ (со стороны родителей) в виде перечня позитивных социальный компетенций, учитывая принцип гендерности.  (2013-2014 учебный год)

Родителям средней и старшей групп была предложена «матрица основных (позитивных) гендерных и универсальных качеств личности» (Таблица 1) и две инструкции по работе с ней (Инструкция №1; №2).

Таблица 1

Матрица (перечень наиболее важных), основных (позитивных) гендерных и универсальных качеств личности

Качества

Женские

Универсальные

Мужские

1

2

3

Верность

Доверчивость

Женственность

Жизнерадостность

Забота о людях

Застенчивость

Инфантильность

Любовь к детям

Мягкость

Нежность

Нелюбовь к брани

(ругательствам)

Очаровательность

Обаяние

Привязанность

Сострадание

Способность утешать

Теплота

Тихий голос

Умение понимать других

Умение сочувствовать

Умение уступить

Активность

Беззаботность

Беспечность

Бодрость

Быстрота в принятии решений

Великодушие

Восприимчивость

Вспыльчивость

Высокая мораль

Готовность к действию

Гуманность

Демократичность

Дисциплинированность

Доброта

Живость

Задумчивость

Зрелость

Импульсивность

Искренность

Искушенность

Консервативность

Культурность

Модность

Надёжность

Напряжённость

Необычность

Неторопливость

Общительность

Оживлённость

Оптимизм

Опытность

Основательность

Ответственность

Открытость ума

Привлекательность

Прямота

Пунктуальность

Работоспособность

Развитая интуиция

Развитое воображение

Романтичность

Светскость

Серьёзность

Скромность

Тактичность

Терпеливость

Терпимость

(толерантность)

Трудолюбие

Убеждённость

Уважительность

Уверенность в себе

Ум

Умеренность

Упорство

Честность

Чистоплотность

Чувство юмора

Шутливость

Широта взглядов

Экстравагантность

Энергичность

Яркость

Агрессивность

(конструктив.)

Амбициозность

Аналитичность

Атлетичность

Вера в себя

Дух соревнования

Индивидуализм

Мужественность

Наличие собственной позиции

Напористость

Независимость

Сила

Сильная личность

Склонность вести за собой

Склонность к доминированию

Склонность к риску

Способность к лидерству

Способность защищать свои взгляды

Умение полагаться только на свои силы

       

 

Инструкция № 1

 

Уважаемые родители!

Вам предстоит выступить в качестве экспертов. Внимательно прочитайте наименование всех качеств, приведённых в таблице 1. И назовите (отберите) только 10 их них, которые, как вам кажется (как экспертам), вы хотели бы видеть у сверстника Вашего ребёнка (мальчика).

Расположите эти 10 качеств в столбик на первом листе.

При выполнении этого задания вы можете пользоваться всеми столбцами, но, в первую очередь, словами, приведёнными во 2 и 3 столбцах, поскольку отобрать (как эксперты) вы должны только те качества, которые вы хотели бы видеть у сверстника Вашего ребёнка.

 

Инструкция № 2

 

Уважаемые родители!

А теперь ещё раз внимательно прочитайте наименование всех качеств, приведённых в таблице 1. И назовите (отберите) только 10 из них, которые, как вам кажется (как экспертам), вы хотели бы видеть у сверстницы Вашего ребёнка (девочки).

Расположите эти 10  качеств в столбик на втором листе.

При выполнении этого задания вы можете пользоваться всеми столбцами, но, в первую очередь, словами, приведёнными в 1 и 2 столбцах, поскольку отобрать вы должны только качества, которые вы хотели бы видеть у сверстницы Вашего ребёнка (девочки).

 

         Послепедагоги приступили к обработке полученных данных: отобрали наиболее часто повторяющиеся слова и зафиксировали в сводные листы, которые содержат списки качеств, присущие девочкам и мальчикам в соответствии с экспертными представлениями родителей. Сначала обрабатывались экспертные оценки (выборы) по поводу мальчиков, а затем по поводу девочек.

         Компетенции, получившие наибольшее количество выборов, фиксируются в сводный перечень (таблица 2), который должен содержать не более 10 слов. Этот перечень даёт педагогу и родителям представление о том, на какие социальные компетенции ориентирована, именно эта группа родителей. Этот перечень и есть не что иное, как социальный заказ родителей (от имени его сына (дочери): причем, родитель выступает и как родитель, а, следовательно, социальный заказчик, с одной стороны; а, с другой стороны, как эксперт, представляющий всю родительскую общественность, всех родителей, имеющих детей именно этого возраста, и, именно, мальчиков или девочек) в адрес конкретного педагога, воспитателя конкретно, именно этой группы детей, по поводу того,

1)    какие компетенции хотели бы видеть родители в сверстниках (сверстницах) своих детей, а, следовательно, и в своих сыновьях и дочерях;

2)    какие социальные компетенции, по их экспертному и родительскому мнению, должны были бы освоить их сыновья и дочери с помощью педагога (воспитателя), других специалистов детского  сада;

3)    степень выраженности каких компетенций родители хотели бы увеличить в своих детях;

4)    о каких компетенциях (качествах личности) своих детей и их сверстников родители хотели бы обмениваться с педагогом (-ами) информацией;

5)    какие персональные компетенции родители хотели бы и могли бы сформировать и оценивать у своего ребёнка в семье.

Таблица 2

Сводный перечень наиболее часто повторяющихся

(выбранных родителями) качеств

Средняя группа

Страшая группа

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Качества (социальные компетенции)

Качества (социальные компетенции)

1. Вера в себя

 

1Доброта.

 

1. Мужественность

1. Женственность

 

2. Мужественность

 

2. Сострадание

2. Спос. защищать свои взгляды

2. Нежность

3. Доброта

3. Жизнерадостность

3. Доброта

3. Обаяние

4. Способность защищать свои взгляды

4. Женственность

4. Способность к лидерству

4. Жизнерадостность

5. Честность

5. Верность

5. Вера в себя

5. Верность

6. Ответственность

6. Мягкость

6. Сильная личность

 

6. Мягкость

7. Общительность

7. Ответственность

7. Наличие собств. позиции

7. Умение уступать

8. Чувство юмора

8. Культурность

8. Умение полагаться на свои силы

8. Умение понимать других

9. Трудолюбие

9. Забота о людях

9. Независимость

9. Теплота

10. Умение полагаться на свои силы

10 Любовь к детям

10. Индивидуализм

10 Забота о людях

 

         Обработка данных завершена. Получены таблицы, фиксирующие 10 наиболее предпочтительных, значимых для родителей,  качеств мальчиков и девочек: «мужской» и «женский» «портреты». Их также можно называть «социальными портретами» мальчика и девочки конкретного дошкольного возраста, а также «эталонными» для этой конкретной группы детей. Можно также назвать это «портретом» для этой референтной группы детей.

         Мы переходим на следующий этап  - «Оценивание социализованности мальчиков и (или) девочек». Эта методика позволяет оценить, на основе принципа реципрокности (реализация взаимного экспертного оценивания родителями детей этой группы всех детей, именно, внутри группы) выраженность качеств (социальных компетенциций), и именно тех, которые выбраны (с использованием методики отбора содержания социализации):

  • во-первых, как референтные, значимые, социально важные;
  • во-вторых, важно подчеркнуть, что выбраны они самими родителями;
  • в-третьих, родители выступили как эксперты; а экспертиза была проведена из двух экспертных позиций: а) из позиции взрослого; б) из позиции своего сына (дочери), на которую они попытались встать;
  • в-четвертых, качества (социальные компетенции) выбраны из числа только позитивных;
  • в-пятых, позитивность, социальная значимость и важность качеств (социальных компетенций) подтверждена многовековым общественно-историческим опытом  (Таблица №1)

В экспертный лист по методике «Оценивания социализованности» помещаются наборы социальных компетенций, полученных в результате синтеза данных по методике «Отбора содержания социализации». С целью определения степени выраженности социальных компетенций у воспитанника (-ицы) целесообразно использовать методику экспертного оценивания (методику экспертных оценок). В связи с эти воспитатель должен подготовить экспертный лист (экспертную карту).

Для подготовки экспертного листа, были внесены фамилии и имена воспитанников (-иц) группы и избранные родителями перечни по 10 слов, обозначающих качества (социальные компетенции) мальчиков и девочек.

В конце года в роли экспертов выступили воспитатели, младшие воспитатели, специалисты ДОУ. В результате оценивания мы получили определённые результаты.

В 2014-2015 учебном году мы продолжили работу по оценке социализованности наших воспитанников, только в роли экспертов теперь выступят их родители (родители старшей и подготовительной групп). В средних группах родители приступили к первому этапу – отбору содержания социализации.