Детский сад 69 Миасс - Профилактика звукопроизношения

Фотоальбом


 Консультация для родителей:

«Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста».

 

План:

  • Наиболее встречаемые дефекты произношения звуков у детей.
  • Подражание речи окружающих людей.
  • Подготовка артикуляционного аппарата
  • Формирование речевого дыхания.
  • Список используемой литературы.

С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям.

Для того что бы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это- основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлечённого мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.

В школе ребятишки будут учить оперировать понятиями, воспитывать у них способность делать умозаключения. Это означает, что в школу они должны прийти с достаточными знаниями об окружающем физическом мире, о животном и растительном царстве, о людях, с некоторыми этическими и нравственными понятиями – о красоте, добре, о зле, о правде и лжи. И всё это становится доступно детям только через посредство речи.

Всякая задержка в ходе развития речи ( плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный запас слов – названия и слов понятий…) затрудняет общение ребёнка с другими детьми и взрослыми.

Что же следует сделать для того, чтобы речь ребёнка развивалась правильно, вовремя?

Рассмотрим наиболее часто встречаемые дефекта произношения звуков у детей:

  • Нарушения в  строении артикуляционного аппарата ( увеличенный язык; укороченная, массивная подъязычная уздечка, аномалии прикуса);
  • Недоразвитие артикуляционной моторики ( мыщцы губ и языка недостаточно развиты, их движения замедленны и однотипны, плохо дифференцируются, быстро утомляются при однообразных движениях и т.д.);
  • Недоразвитие речевого дыхания.

 Так как речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих людей ( в основном, взрослых- родителей, членов семьи, педагогов дошкольного учреждения), сначала механического ( рефлекторного), а затем всё более и более осознанного. Влияние, прежде всего, выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы; посещение выставок, концертов…

 Нельзя приноравливаться к языку ребёнка и сознательно искажать слова –сюсюкаться. Нельзя заменять общение с ребёнком просмотром телевизионных программ, фильмов, игре на компьютере. Всё это не способствует формированию правильного звукопроизношения.

 Поэтому рекомендации для родителей могут быть такие:

  • Обращаясь к ребёнку, следует не торопясь, достаточно громко и отчётливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией, чётко выделять ударный слог;
  • Каждое новое слово должно быть понятием ребёнку, т.е. произнося его, одновременно надо обратить внимание ребёнка на соответствующий предмет, явление или действие;
  • Неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести два –три раза. Правильное добровольное повторения слова ребёнком следует поощрять. Излишне настойчивое требование верного произношения, может вызвать у ребёнка отвращение к речи.

Основной причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения – работа по подготовке артикуляционного аппарата.

Рекомендации для родителей:

  1. Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции.
  2. Продолжительность занятий должна составлять 3-5 минут.
  3. Каждое упражнение проводит в игровой форме и повторять 6-8 раз.
  • «Лопаточка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
  • «Чашечка»: рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык в таком положении удерживать 5-10 секунд.
  • «Иголочка»:  рот открыт, узкий длинный язык выдвинут вперед. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
  • «Горка»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Язык в таком положении удерживать не менее 10 секунд.
  • «Трубочка»: рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх и образуют образуют узкий желобок. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
  • «Качели»: рот открыт. Напряженным языком попеременно тянуться сначала к носу , затем к подбородку.
  • «Лошадка»: присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть и подъязычную связку,  постепенно убыстряя темп упражнения.

Выполнение артикуляционных упражнений способствует, помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.

Не менее важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания.

Полезно ежедневно выполнять с детьми дыхательные упражнения и игры:

  • Дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных инструментах;
  • Дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;
  • Надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;
  • Сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определённом направлении ( игра в «Футбол»);
  • Дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику;

Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР- органов.

 Очень частой причиной нарушений звукопроизношения являются заболевания: острый и хронический ринит, искривление носовой перегородки, полипы носовой полости, увеличение аденоидов…

Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, нёба.

Так, например, хронический ринит приводит к постоянной заложенности носа , затрудняет дыхание. Со временем ребёнок привыкает дышать ртом, вследствие чего у него может увеличится размер языка, что приводит к возникновению межзубного стигматизма.

 Дыхательная гимнастика.

Для профилактики и лечения ЛОР- заболеваний, а также формирования правильного носового дыхания необходимо ежедневно проводит дыхательную гимнастику:

  • Погладить нос( боковые части носа) от кончика к переносице – сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами ( 5-6 раз).
  • Сделать 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем – через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.
  • Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая по крыльям носа.
  • При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счёт постукивания по крыльям носа.
  • Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести звуки 2ба-бо-бу» и «г-м-м-м».
  • Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос( 3-4 раза).
  • Во время выдоха  широко раскрыть рот, и насколько возможно высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка. Беззвучно произнести звук ( а-а-а) ( 5-6 раз).
  • Полоскать горло 1,5%-ным раствором морской ( поваренной) соли.

 

Список использованной литературы.

1.Т.В Буденная «Логопедическая гимнастика методического пособие» «Детство-пресс» С-Б 200г.

2. Т.Г Визель «Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи» Творческий центр М:В.Секачев,2006г.-16с.

3.О.Новиковское «Ум на кончиках пальцев»- веселые пальчиковые игры. М.АСТ С-П 2006 г-62с.

4.Логопед № 4 2012 г. Стр,76 «Домик веселого язычка» Ованова Т.К

5. Логопед № 5 2011 г. Стр.44 «Артикуляционные сказки- помощницы для младших школьников» Домнина Т.Г

6. Логопед №5 2012г. Стр.120 «Использование сказочных сюжетов в артикуляционной гимнастики» Найденко Н.Е

7. Т.А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. –М.: Издательство Гном и Д, 2005-64 с.

8. Мальцева М.А, Костыгина В.Н. Мой логопедический альбом/ Художник Г.В. Соколов –Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2003-48 с.:ил. 

Исполнитель: Максимова И.А

 Учитель-логопед