Детский сад 69 Миасс - Роль семьи

Фотоальбом

Роль семьи в сохранении здоровья детей

Развитие современного российского общества и социально-экономические преобразования, происходящие в нём, настойчиво требуют немедленного решения социальных проблем детского населения. Качественная перестройка самих основ Российского государства изменила положение детей в обществе и обострила ситуацию, складывающуюся вокруг всего, что связано с ними. Годами накапливаемые нерешённые проблемы детства вышли на первый план.

Особую тревогу и беспокойство вызывает состояние здоровья детского населения. Современное состояние здоровья детей показывает, что будущее нации находится под серьёзной угрозой. Демографический кризис в обществе и повышение детской заболеваемости сделали первоочередной задачу повышения уровня здоровья детей для решения её на государственном уровне. 
       Достижение наиболее оптимальных показателей в этой области невозможно без формирования здорового образа жизни вокруг ребёнка, прежде всего в семье. Именно в семье, представляющей первичную структурную единицу общества, проведение комплекса социальных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей наиболее эффективно. Учитывая, что жизнь человека с самого рождения и до старости протекает в семье, где можно получить поддержку в преодолении неблагоприятных социально-экономических и психологических факторов, особого внимания заслуживает изучение ее влияния на показатели здоровья. Необходимо помнить, что в ряде случаев семья может стать фактором психологического дискомфорта, усугубляющим состояние здоровья детей. Сильное влияние семьи на ребёнка обусловлено психофизиологическими особенностями его организма, являющегося чутким барометром, быстро реагирующим на самые незначительные изменения образа жизни семьи в целом, поведение родителей и прежде всего матери. 

       Показатели здоровья ребёнка, особенно в раннем возрасте, в значительной мере определяются типом семьи: полная, неполная, внебрачная, и присущей им различной социальной и медицинской активностью.

      За последние годы семья и брачно-семейные отношения подверглись значительной трансформации, которая проявляется в виде увеличения числа простых или нуклеарных семей, значительным ростом разводов, появлением в большом количестве неполных и внебрачных семей

      Известно, что в неполных семьях возникает целый ряд экономических, морально-психологических проблем, трудностей с воспитанием детей и других факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье ребёнка. В таких семьях дети чаще не завершают курс назначенного лечения, вследствие чего снижается эффективность лечебно-профилактической работы детских поликлиник.

       Среди детей первых трёх лет жизни в неполных семьях доля часто болеющих детей (2-я группа здоровья) больше, чем в полных семьях. Эти различия увеличиваются с возрастом детей, достигая максимума к третьему году жизни ребёнка.

      Так, родители в неполных семьях из-за материальных затруднений вынуждены раньше положенного законодательством срока выходить на работу. Ребёнок же в отсутствие матери или помощи со стороны других родственников вынужден начать посещать детские дошкольные учреждения значительно раньше, чем дети из полных семей или тех неполных семей, в которых с ребёнком остаются родственники.

       Причиной многих форм болезней являются также психические травмы, полученные ребёнком в период, предшествующий разводу, и во время развода. Свидетельством тому – увеличение в 1,7 раза болезней нервной системы, а психических расстройств – в 2,3 раза.

       Подавляющее число женщин считает, что дети ещё слишком малы и распад семьи их не затрагивает. Следствием недооценки развода, как фактора риска для здоровья детей, является то, что матери часто не обращают внимания на различные признаки невротизации ребёнка и не знают о наличии у своих детей хронических заболеваний. Самым трагичным результатом появления неполной семьи является возникновение у ребёнка душевного конфликта, меняющего его психику. Дети из неполных семей требуют пристального внимания, более тщательного медицинского наблюдения и составляют группу риска.
       При оценке социальных факторов риска становится очевидным, что для здоровья ребёнка большое значение имеют также внутрисемейные отношения. Неблагоприятный психоэмоциональный климат, напряжённые отношения в семье способствуют возникновению многих болезней различных органов и систем. В семьях, где ссоры между родителями происходили в присутствии детей, частота простудных и инфекционных заболеваний значительно возрастает. Так, при сопоставлении ответов на вопрос: «Является ли ребёнок свидетелем ссор в вашей семье?» с данными по заболеваемости детей в этих семьях, установлена достаточно выраженная зависимость: уровень заболеваемости возрастает с увеличением частоты присутствия ребёнка при ссорах в семьях.

       Неблагоприятные конфликтные отношения в семье сказываются на здоровье детей с самых первых дней жизни, способствуют преждевременным родам и соответственно рождению недоношенных, ослабленных детей, имеющих и более высокие показатели смертности в перинатальном периоде, и нередко отставание их в физическом развитии. В семьях с напряжёнными внутрисемейными отношениями наблюдается также достаточно частое применение родителями по отношению к своим детям неадекватных мер наказания, что, без сомнения, является для ребёнка стрессом. 
       Таким образом, достоверно обозначился факт ухудшения здоровья детей в семьях с неблагоприятными семейными отношениями. Влияние этого социального фактора может быть уменьшено при стабилизации социально-экономической ситуации в стране, когда причин для возникновения конфликтных ситуаций станет гораздо меньше.

      Одним из комплексных показателей, характеризующих образ жизни, является режим и характер жизнедеятельности ребёнка: физическая активность, отдых, питание, сон, распорядок дня. Их нарушение чаще способствует возникновению заболеваний, снижению физического и интеллектуального развития. 

     Особое внимание следует уделять правильному режиму дня. Соблюдение твердого режима дня имеет большое оздоровительное значение, а также приучает к организованности, дисциплинированности.

      От того, насколько правильно организован режим дня, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность, настроение. В основе правильно организованного режима дня дошкольника лежит определенный ритм, строгое чередование отдельных элементов режима. При соблюдении режима легче перейти от одного вида деятельности к другому и выполнять их с наименьшей затратой энергии.

Правильно организованный режим дня ребенка предусматривает!

  1. Чередование физической, умственной деятельности и отдыха.
  2. Регулярный прием пищи.
  3. Сон с точным временем подъема и отхода ко сну. Сон влияет на улучшение общего самочувствия детей.  Продолжительность сна детей 4—7 лет должна быть не менее 12—11 часов с обязательным дневным сном не менее двух-полутора часов.
  4. Комплекс гигиенических мероприятий.
  5. Достаточную продолжительность прогулок и пребывания на открытом воздухе при высокой двигательной активности.

      При составлении режима дня нужно обязательно учитывать возрастные особенности и прежде всего деятельность нервной системы.

      Нередко родители, «жалея» детей, разрешают им в выходной день позже вставать и соответственно позже ложиться. Тем самым нарушается и обычный режим приема пищи. Ломка режима отрицательно сказывается на здоровье ребенка, приводя к нарушению сложившегося благоприятного для организма динамического стереотипа. Выходной день нужно использовать для прогулок, игр, физкультурных развлечений, экскурсий, посещения театра (дневного спектакля), максимального пребывания на свежем воздухе.

      Строгое соблюдение режима дня приучает ребенка не только к определенному порядку, но и экономит его силу, укрепляет здоровье, воспитывает твердость характера. Восточная мудрость гласит: «Посеешь поступок — пожнешь привычку. Посеешь привычку — пожнешь характер. Посеешь характер — пожнешь судьбу».
      В частности, нарушение распорядка дня уже в первые годы жизни сказывается на здоровье детей. Анализ показывает, что каждый третий ребёнок, не соблюдавший распорядок дня, имел неудовлетворительные показатели здоровья. Это проявлялось частыми острыми заболеваниями, появлением хронических заболеваний, более низкими показателями физического развития и др.

      В ходе социологического исследования установлено, что в 10% опрошенных семей родители вообще не придерживаются распорядка дня ребёнка. При сравнении этого фактора с уровнем заболеваемости установлено, что полностью соблюдается распорядок дня и  прогулок в 42,1% семей с редкоболеющими детьми (дети, у которых число заболеваний в течении года менее 4). В остальных семьях режим соблюдали не всегда.

      Немаловажное значение имеет организация правильного питания. У    наименее обеспеченных слоев населения происходит  некоторое увеличение потребления овощей, при этом снижается  потребление продуктов, определяющих качественный состав пищевого рациона: мяса и мясопродуктов, молока и молочных продуктов, рыбы, яиц, фруктов.
Всё это означает, что многие дети недополучают необходимые для роста и развития питательные вещества, в особенности белки, а также витамины. 

Социалогическими исследованиями установлено, что 38% семей в организации полноценного питания ребёнка испытывают трудности материального характера, и это в основном относится к молодым семьям.

Стремление обеспечить себе высокий уровень доходов, сделать карьерный рост и занять более высокое социальное положение у основной массы молодого населения  города , означает, что примерно у одной трети молодых семей, которые хотели бы иметь ребёнка, не было достаточных финансовых возможностей для его рождения, полноценного ухода за ним и его воспитания, т.к. всего лишь первоначальные «инвестиции» в ребёнка – стоимость набора для новорожденных составляет несколько среднедушевых месячных доходов. Для больного ребёнка эта цифра в настоящее время возрастает вдвое, так как, хотя государством формально и гарантировано бесплатное лечение детей, на практике бесплатные детские рецепты не обеспечены многими необходимыми лекарствами. Их можно купить только в коммерческих аптеках. Сюда же следует добавить и специальное питание для больных детей.

Прогулки на свежем воздухе

      Прекрасной формой организации физического воспитания детей в семье являются прогулки на свежем воздухе, на природу» Длительность прогулок зависит от возраста детей и колеблется от 30 до 60 мин ходьбы в один конец.

      При проведении с детьми пешеходных прогулок и экскурсий в теплое время года руководствуйтесь следующими рекомендациями.

      Рельеф местности, по которому проходит маршрут, и природные условия стоянок, привалов выбирайте такими, чтобы было удобно проводить с детьми намеченные упражнения и игры.

     Средние и большие привалы лучше устраивать у опушек леса или рощи, недалеко от реки, озера — мест, пригодных для купания.

     На прогулки и экскурсии в теплое время года дети могут выходить в легких повседневных костюмах. Головные уборы обязательны. Лучшая обувь — легкие полуботинки со шнуровкой, кеды. Сандалии менее удобны, так как легко попадающие в них камешки, песок затрудняют ходьбу. Обувь не следует надевать на босую ногу, носки предохранят от ссадин и потертостей.

     Проводя однодневную экскурсию (рассчитанную более чем на 6 час), надо запастись питанием. Каждый экскурсант (включая и старших) должен иметь с собой фляжку или бутылку с кипяченой водой, чаем. Для экскурсии нужно приобрести один или два котелка, цепочку для подвешивания котелка; ложки, кружки. Можно взять с собой перевязочный бинт или пластырь, немного ваты и йод. Все это разместить в рюкзаках.

       Если будет возможность приобрести продовольствие недалеко от места привала, то продукты можно с собой и не брать. Однако следует иметь в виду, что экскурсия принесет детям большую пользу, если они во время похода практически познакомятся с тем, как приготовить место для костра, как разложить и разжечь костер, сварить кашу или испечь в золе картошку.

       Перед тем как выходить на экскурсию, надо рассчитать время так, чтобы первая половина пути была пройдена до наступления наиболее жаркого времени дня (12—13 час). В, пути полезно проводить с ребятами упражнения и игры, которые развивали бы у них способность передвигаться экономным шагом, ловко преодолевать встречающиеся на пути препятствия, ориентироваться на местности.

      Наблюдайте за осанкой детей. Плохая привычка многих ребят — смотреть при ходьбе себе под ноги или, наоборот, глядеть вверх. Смотреть надо перед собой. Туловище держать прямо, без напряжения.

Не сдерживайте лишний раз желание детей перепрыгнуть через небольшой ров, преодолеть прыжком поваленное дерево, спрыгнуть с гребня песчаного оврага …..

      Следите только за тем, чтобы упражнения не представляли бы для ребят явной опасности сильно ушибиться, получить травму. Маленькие неприятности в виде ссадины или синяка, которые может получить прыгун, пусть не смущают; они сторицей окупятся той пользой, которую принесут упражнения в прыжках, развивающие уверенность в своих силах, отвагу и ловкость.

      В условиях пересеченной местности широки возможности для разнообразных  упражнений   в   метаниях.   Сосновые  и   еловые шишки, палочки, прутики, камешки — отличные метательные снаряды! Их всегда можно найти под рукой. Девочкам труднее, чем мальчикам, даются метания на дальность и в цель. Поэтому упражнения в разнообразных метаниях для девочек особенно полезны.

      Задания по выполнению различных метаний лучше предлагать детям с установкой на соревнование: кто точнее, дальше бросит метательный снаряд. Это заинтересует ребят.

      Проводите с ребятами упражнения, развивающие наблюдательность. Покажите им веточку и предложите внимательно осмотреть ее в течение 30 с. Затем веточку спрячьте. Дети должны постараться возможно правильнее ответить на ваши вопросы: сколько на ветке сучков, сколько из них сломанных и т. п.

     Упражнения на развитие наблюдательности можно предлагать и во время передвижения. Например, пусть малыш постарается как можно правильнее и быстрее ответить на разнообразные вопросы, касающиеся находящихся на данном участке пути объектов или происходящих на нем событий. Сколько труб на том доме? Кто там идет вдали — мужчина или женщина?

      Если на прогулке встретился прохожий, то через некоторое время спросите детей: что он нес в руках, какая у него была обувь?

     Наука уже выяснила, что к пяти-семи годам формирование личности человека в основном завершается, и то, что не сделано за первые годы, потом не наверстать.