Детский сад 69 Миасс - Двигательная активность

Фотоальбом

Двигательная активность как фактор развития дошкольников.

Тетюева С.Г.

воспитатель

МБДОУ № 69

В системе всестороннего развития человека физическое воспитание занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создаётся фундамент для воспитания физических качеств. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребёнок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, плохая память. Недаром выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчёркивал, что от здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать непосредственно образовательную физическую деятельность именно в детстве.

         Ежегодный мониторинг, осуществляемый в нашем ДОУ медицинским работником показывает, что количество полностью здоровых детей стремительно снижается, растёт процент детей, имеющих нарушения зрения, осанки, плоскостопие, проблемы желудочно-кишечного тракта и т. д. Особого внимания заслуживает проблема эмоционального здоровья детей. Опыт показывает, что ежегодно в каждой группе детского сада наблюдаются дети с синдромом гиперактивности и дефицита внимания. Таким дошкольникам трудно длительное время выполнять задания, они неусидчивы, часто нарушают правила поведения, нередко становятся инициаторами конфликтных ситуаций.  Одним из решений этих проблем мы видим в организации физического воспитания.                                                                                                                                                                   

В настоящее время система образования претерпевает серьёзные изменения. Это не обошло и дошкольное образование. В соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями (ФГТ) одной из ведущих целей основной общеобразовательной программы, разрабатываемой  каждым ДОУ самостоятельно,  является сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Весь образовательный процесс разделился на 10 образовательных областей. Вопросы физического воспитания и оздоровления оказались в разных образовательных областях: «Физическая культура» и «Здоровье».

Содержание образовательной области "Физическая культура" направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Образовательная область «Физическая культура» взаимодействует с образовательной областью «Здоровье», определяет общую направленность процессов реализации и освоения Программы в соответствии с целостным подходом к здоровью человека как единству его физического, психологического и социального благополучия.

Содержание образовательной области "Здоровье" направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

- воспитание культурно-гигиенических навыков;

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Психолого-педагогическая работа направлена на формирование культуры здоровья воспитанников и включает в себя формирование культурно-гигиенических навыков и первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.

Профилактическая работа включает в себя систему мероприятий и мер (гигиенических, социальных, медицинских, психолого-педагогических), направленных на охрану здоровья и предупреждение возникновения его нарушений, обеспечение нормального роста и развития, сохранение умственной и физической работоспособности детей.

Оздоровительная работа предполагает проведение системы мероприятий и мер (медицинских, психолого-педагогических, гигиенических и др.), направленных на сохранение и (или) укрепление здоровья детей (Приложение №  ).

Наш детский сад работает по программе Л.А. Венгера «Развитие». Эта программа глубоко рассматривает вопросы интеллектуального развития дошкольников, а раздел  «Физическое воспитание» отсутствует. Поэтому развитие жизненно необходимых двигательных умений, навыков и физических качеств осуществляется на содержательном материале традиционной «Программы воспитания и образования в детском саду»  М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.  Дополнительно используем методическое пособие «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста» Т.А. Тарасовой, учебное пособие «Формирование правильной осанки в процессе физического воспитания у детей дошкольного возраста» и «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания» С. Шармановой.

Особое место в массовой практике физического воспитания отводится работе по улучшению показателей основных видов двигательной активности: ходьбы, бега, прыжков, лазания, метания, равновесия.

В нашем ДОУ используется блочное планирование, которое выражается в том, что определённые двигательные умения и навыки по отдельным видам движений формируются в определённый период.

Блочное планирование – это формирование умение навыка выполнять какое – либо одно движение за определённый промежуток времени. Взаимодействие навыков должны быть «положительным» так как ранее полученный навык облегчает формирование нового.

 

БЛОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

МЕСЯЦ

ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ

Сентябрь

Диагностика

Октябрь, ноябрь

«Школа мяча»

Декабрь, январь

«Равновесие»

Февраль

«Ползание-лазание»

Март, апрель

«Прыжки»

Май

диагностика

 

Творческой группой педагогов нашего ДОУ, руководителем которой я была, был разработан перспективный план организованной образовательной деятельности для всех возрастных групп по блокам.  Работая в старшей группе, я разработала картотеку непосредственно образовательной деятельности по разделу «Физическая культура» на весь год.

Карточка разработана  на  одну неделю с учётом календарно-тематического планирования и включает в себя:

  • Цели и задачи;
  • Перестроение;
  • Ходьба;
  • Бег;
  • Ползание;
  • Общеразвивающие упражнения;
  • Блок;
  • Подвижная игра;
  • Упражнения на профилактику плоскостопия.

В соответствии с требованиями СанПин непосредственно образовательная деятельность по разделу «Физическая культура» проводится в спортивном зале   2 раза в неделю и 1 раз на воздухе в виде подвижных игр (Приложение №   ).

Опираясь на принцип интеграции образовательных областей  в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, мы решили объединить общеразвивающие упражнения вместе с  музыкально-ритмическими композициями, которые сочетают в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, этического и художественно-эстетического развития и образования (Приложение №  )

Для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия мы используем учебное пособие С. Шармановой, которое было адаптировано для наших детей (Картотека).

По окончанию каждого блока нами проводится мониторинг усвоения программного материала по разделу «Физическое воспитание». В конце года мы осуществляем контроль за физическим состоянием детей (Приложение №   ).

Помимо непосредственно образовательной деятельности работа по увеличению двигательной активности детей ведётся  и в других видах деятельности: режимные моменты, совместная деятельность с педагогом, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность с семьёй. Этому способствует использование различных форм и приёмов организации образовательного процесса.

Режимные моменты: индивидуальная работа воспитателя, игровые упражнения, утренняя гимнастика, подражательные движения, игры большой и малой подвижности, гимнастика после дневного сна и т.д. (Приложение №  ).

Совместная деятельность с педагогом: физ. минутки, динамические паузы, игры с элементами спортивных упражнений и т.д. (Приложение №   )

Самостоятельная деятельность детей: игры с опорой на модели, использование нестандартного оборудование, авторских дидактических пособий и т.д. (Приложение №   ).

Совместная деятельность с семьёй:  беседы, консультации, открытые просмотры, совместные досуги, интерактивное общение, мастер-классы и т.д. (Приложение №  ).

Таким образом, в результате увеличения двигательной активности создаются такие условия, в которых физические возможности детей раскрываются полностью, что способствует формированию у них интегративных качеств:

  • «овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Физическая культура»: 5-6 лет

Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации)

-       может прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозна­ченное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см), в высоту с разбега (не менее 40 см), прыгать через короткую и длинную скакалку

-       умеет лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа

-       умеет метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-9 м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м). Владеет школой мяча

Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями)

-       умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп

-       выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие

-       умеет перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом

-       ходит на лыжах скользящим шагом на расстояние около 2 км; ухаживает за лыжами

-       умеет кататься на самокате

-       умеет плавать (произвольно)

-       Участвует в спортивных играх и упражнениях, в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании

-       участвует в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей

-       проявляет самостоятельность, творчество, выразительность и грациозность движений

-       умеет самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры

-       проявляет интерес к разным видам спорта.

  • «овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Здоровье»: 5-6 лет

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей

-       легко и быстро засыпает, с аппетитом ест

-       редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (1-2 раза в год)

Воспитание культурно-гигиенических навыков

-       умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу

-       имеет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых)

-       сформированы элементарные навыки личной гигиены (самостоятельно чистит зубы, моет руки перед едой; при кашле и чихании закрывает рот и нос платком)

-       владеет простейшими навыками поведения во время еды, пользуется вилкой, ножом

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

-             имеет начальные представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье

-             знает о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдения режима дня

-             имеет представление о роли гигиены и режима дня для здоровья человека

-             имеет представление о правилах ухода за больным